Амортизаторы рывка

На практике очень трудно учесть необходимую силу торможе) ния страхующим, поэтому в общем случае срыва страхующего лучше ориентироваться не на определенную силу удержания (Р2), а на необходимую норму протравливания (Ктр). Зная ее, опытный спасатель не стремится мгновенно зажать в полную силу конец страховочной веревки при срыве. Его первое усилие не


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 44


превышает 10-30 кг и только после того, как веревка начинает про) травливаться через карабин, он тормозит уже с большим усилием. Освоение этого приема требует большой практической тренировки на страховочном стенде.

Вместе с тем весь этот сложный навык становится ненужным если идущий в связке использует автоматический тормоз, настроенный на протравливание веревки при усилии 250-300 кг. Запас веревки для протравливания хранится в кармане или на теле первого в связке. Конструкции таких тормозов показаны на рис. 2.16 (тормоза 1)го рода).

Рис. 2.16. Тормоза 13го рода:

а - Абалакова; б - Кашевника; в - Пенберти; г - Саратовкина Тормоза Абалакова и Кашевника прошли ряд испытаний на прак) тике. На рис. 2.16г показан способ свивки колец основной веревки. Каждые два кольца скрепляются обычной хлопчатобумажной кипер) ной лентой в два витка. При натяжении основной веревки усилие раз) рыва киперной ленты составляет 200-220 кг. При рывке веревки коль) ца ленты рвутся последовательно и основная веревка, распрямляясь из витков, удлиняется демпфируя тем динамический рывок. Метр сви) того приспособления Саратовкина дает при распрямлении 4 м допол) нительного травления веревки, что позволяет безболезненно выхо) дить вверх по отвесу на 6-8 м. Срыв не приведет к нагрузке на сорвав) шегося более 250 кг и на крюк - более 370-400 кг, что вполне допус) тимо.

Другую проблему решают тормоза 2)го рода (рис. 2.17). При срыве и одном промежуточном крюке на страхующего приходятся наиболь) шие нагрузки, которые при разных Ктр могут колебаться от 40 до 300 кг. Такие усилия срывают страхующего с места, прижимают его к пер) вому крюку, и он может потерять управление веревкой.


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 45

Рис. 2.17. Тормоза 23го рода:.

а - планка Штихта; б - восьмерка; в - узел УИАА; г - система использования планки Штихта на грудной обвязке

Для облегчения работы страхующего применяют тормоза 2)го рода, которые перераспределяют часть нагрузки со страхующего на первый страховочный крюк. При этом на самого человека приходятся усилия торможения 10-40 кг (рис. 2.17а, б, в).

В случае крепления тормозов 2)го рода на грудной обвязке страх) ующего направление его страховочной петли должно совпадать с направлением ожидаемого рывка (рис. 2.17г). Наиболее надежная система страховки из 3 крючьев или выступов. В отдельных, менее предпочтительных случаях петли страховки и самостраховки могут крепиться на один крюк (выступ). При этом он должен быть абсолют) но надежным.

Тормоза 2)го рода существенно облегчают работу страхующего, однако применять их надо с большой осторожностью и только после накопления опыта практической работы с ними на тренировочном стенде.

Действительно, если при этом способе страхующий будет удержи) вать веревку усилием 60-100 кг (что вполне доступно среднему чело) веку, да еще в минуту опасности), то за шайбой Штихта нагрузка воз) растает до 300-500 кг, а на верхнем крюке - 600-1500 кг, что неми) нуемо приведет к его срыву.

Поскольку при некоторых видах спасательных работ на высоте вероятность срыва существует, то необходимы простые способы борьбы с рывком. Одним из них является применение устройств, огра) ничивающих величину усилия рывка, - амортизаторов (тормоз 1)го рода).

Промышленностью выпускаются одноразовые текстильные амор) тизаторы разрывного действия (рис. 2.18).


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 46



ПРОШИВКА


Рис. 2.18. Амортизатор

Амортизатор монтажный представляет собой прошитую нитками петлю из синтетической ленты. При рывке нитки рвутся, усилие рывка ограничивается усилием их разрыва. Место расположения амортиза) тора: либо на корпусе спасателя, либо на последней точке страховки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: