Вспомогательные приспособления

При выполнении высотных работ на промышленных объектах наряду с основными видами снаряжения могут понадобиться и раз) личные вспомогательные устройства.

Цепи - это очень удобное и надежное средство для организации
точек закрепления веревки на конструкциях. Основное их преиму)
щество наряду с высокой прочностью - практическая неизнаши)
ваемость. Для указанных (и других) целей подходят стальные цепи,
применяемые на предохранительных поясах

(калибр не менее 5, ГОСТ 7070)75, ГОСТ 2319)81). Для пользования удобно иметь куски цепей длиной 1,5-2 м. В соединительных зве) ньях цепей должны проходить стандартные альпинистские караби) ны. Кроме того, удобно, когда все используемые в отряде цепи имеют одинаковые размеры звеньев.

Крюки для подвешивания седушки выгибают из арматурного прутка диаметром 10 мм. Общая длина крюка около 50 см, величи) на зацепа 10-12 см. В кольцо на конце крюка должен входить кара) бин.

Крючки для подвешивания натяжных грузов (инструмента, шлан)


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 59

гов и т.п.) выгибают из электродной проволоки диаметром 4 мм. Они необходимы для организации подъемных систем, для работы с противовесом. Их конструкции должны быть такими, чтобы обеспечить геометрическое замыкание проходящей через них веревки или троса в рабочем положении. Для работы пригодны либо блочки, входящие в комплект штатного спасательного тросового снаряжения, либо стандартные промышленные блоки. В последнем случае нужно свериться с маркировкой, нанесенной на блоке и ука) зывающей но максимально допустимую нагрузку. Блоки, на которых собирается висеть спасатель, должны выдер)живать нагрузку не менее 1000 кгс.

Уход за блоками заключается в регулярном осмотре перед каж) дым применением и периодической смазке осей и подшипников.

Предохранители для веревки на перегибах защищают ее от преждевременного разрушения. Такими предохранителями могут служить многослойные коврики из плотных тканей, резиновые про) кладки и т.д., словом, любые прокладки, предотвращающие контакт нагруженных веревок с кромками конструкций.

Эти прокладки должны быть застрахованы от сползания из рабо) чего положения. Да и сами веревки должны быть уложены так, чтобы было исключено съезжание с прокладок в процессе работы.

Одним из удобных является, например, предохранитель фирмы «Кендлер» (рис. 2.36).

Рис. 2.36. Предохранитель

В Германии применение предохранителей на перегибах введено в нормативную документацию по применению метода работы на веревках.

Такие предохранители должны изготавливаться из толстой рези) новой трубы с внутренними текстильными слоями.

Размеры этих предохранителей: длина - 1000-2000 мм; внутрен) ний диаметр - 25-40 мм; толщина стенок -10-29 мм. На концах пре) дохранителей делаются отверстия диаметром 10 мм для репшнура, которым предохранители прикрепляются либо к самой конструкции, либо к защищаемой ими веревке.

Веревочные лебедки EVAK)500 фирмы «Tractel» компактны и удобны в эксплуатации. Такая лебедка состоит из направляющей,


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 6 0



скобы, двух ползунков, перемещающихся по направляющей; рычага, двух тяг, соединяющих ползунки с рычагом и барабана (рис. 2.37).

Рис. 2.37. Веревочная лебедка «EVAK3500»

Перед подъемом груза на нем закрепляют один конец веревки, а другой пропускают через лебедку и наматывают на барабан (поло) жение 2). Затем рычаг из верхнего положения поворачивают в нижнее (положение 3), при этом верхний ползунок захватывает веревку, пере) мещается по направляющей, чем и обеспечивается подъем груза на некоторую величину. Далее цикл повторяют.

Лебедку можно использовать для подъема пострадавшего (рис. 2.38), натягивания подвесной канатной дороги, натягивания перил и т.д. Лебедка Е\/АК)500 среди прочих изделий включена в нормы обес) печения отрядов и поисково)спасательных служб МЧС России (При) ложение 2).

Рис. 2.38. Подъем пострадавшего с помощью лебедки

Автолестницы пожарные предназначены для обеспечения эффек) тивного проведения спасательных работ до высоты 50 метров.

В пожарных частях применяются автолестницы отечественные типа АЛ)30 на шасси ЗИЛ)131 и КамАЗ, АЛ)37 и АЛ)50 на шасси КамАЗ, АЛ) 56 и АЛ)62 на шасси ТАТРА)815.

Высота полностью выдвинутой лестницы зависит от угла ее подъе) ма и удаления от стены здания (дома). Так, при высоте полностью выдвинутой лестницы АЛ)30 угол подъема составляет 75°. При условии


spravochnik_spas_12. qxp 02.08.2006 13:26 Page 61

удаления платформы от разрушенного здания на 7,25-10 м она позво) ляет обслуживать окна (балконы) 9-10)го этажей. А установка платфор) мы АЛ)50 на удалении 10-15 м от здания обеспечивает эвакуацию пострадавших с 16-17)го этажей.

Автоподъемники пожарные отечественные типа АКП)30 и АКП)35 на шасси КамАЗ, АКП)40 и АКП)50 на шасси МАЗ или ТАТРА)815. Макси) мальный вылет стрелы у них -18,5-20 м, наибольшая нагрузка на рабо) чую платформу (люльку) - 300-400 кг.

Спасение пострадавших при помощи автоподъемников возможно из окон (балконов) с 10)го этажа (АКП)30) и с 17)го (АКП)50). Спуск их на землю осуществляется в рабочей платформе (люльке). Люди могут находиться в ней сидя, лежа, стоя по 3-4 человека одновременно в зависимости от их телосложения и веса.

Ручные лестницы (приставные или выдвижные) используются для спуска пострадавших из зданий высотой до 3-4 этажей.

Например, трехколенная выдвижная лестница, длина которой в сло) женном виде 4,38 м, в развернутом -10,7 м.

При эксплуатации лестницы необходимо:

- надежно установить и закрепить ее;

- ставить ногу на ступеньку серединой или передней частью ступни;

- обязательно охватывать ступеньки или боковые стойки лестницы
пальцами рук;

- держать корпус тела ближе к лестнице;

- разворачивать колени за боковые стойки лестницы;

- передвигаться плавно, не раскачиваясь.

Передвигаются по лестницам односторонним или диагональным способом.

Односторонний - это одновременный перенос на следующую сту) пеньку правой ноги и правой руки или левой ноги и левой руки.

Диагональный - одновременный перенос на следующую ступеньку правой ноги и левой руки или левой ноги и правой руки.

При этом лестница должна быть надежно закреплена, снабжена про) тивоскользящими упорами, захватами и установлена на надежные нижние и верхние опоры. Безопасный угол ее установки - 75°.

Для спасения с более высоких уровней (до 15-17 этажей) применя) ются автоподъемники. Основное условие их использования - наличие необходимой площадки для установки подъемника.

Перед подъемом телескопа в рабочее положение устанавливаются боковые упоры. После этого оператор, находящийся на рабочей плат) форме, поднимает ее и подводит к нужному этажу (проему), где нахо) дятся пострадавшие. На землю они спускаются в рабочей платформе (в люльке).

Когда рабочая платформа коснется земли, оператор открывает дверцу и обеспечивает высадку пострадавших.


spravochnik_spas_12.qxp 02.08.2006 13:


Page 62


Общий цикл «спуск - подъем» на максимальную высоту для АКП)50 составляет около 5 минут.

Оператор повторят такие циклы до тех пор, пока все пострадав) шие не будут эвакуированы из здания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: