С точки зрения надежности и экономичности целесообразно в первую очередь рассмотреть возможности применения асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Это наиболее простой в эксплуатации, надежный двигатель, имеющий наименьшие массу, габариты и стоимость, а также высокие энергетические показатели по сравнению с другими электродвигателями.
В задачу выбора электродвигателя входят:
§ выбор рода тока и номинального напряжения;
§ выбор номинальной частоты вращения;
§ выбор конструктивного исполнения;
§ определение номинальной мощности и выбор соответствующего ей
двигателя по каталогу.
В производственных условиях не всегда требуется решать весь комплекс этих вопросов. Часть их бывает задана: род тока, напряжение, частота вращения. Основное значение при выборе двигателя имеет правильное определение мощности и конструктивного типа двигателя. Применение электродвигателя недостаточной мощности снижает производительность рабочей машины и нарушает нормальную ее работу, приводит к авариям и выходу двигателя из строя из-за перегрева его при перегрузке. Применение двигателя завышенной мощности приводит к недоиспользованию возможностей двигателя: повышению потерь электроэнергии, снижению КПД и коэффициента мощности , удорожанию установленного оборудования, увеличению габаритов установки.
|
|
Правильно выбранный двигатель должен быть, загружен полностью и работать не перегреваясь, обладать максимальным моментом, достаточным для преодоления возможных кратковременных перегрузок и иметь избыточный пусковой момент для обеспечения разгона привода. Кроме того, следует учитывать, что при заданной мощности двигателя его размеры (диаметр и осевая длина), а следовательно, его масса и стоимость снижаются при повышении номинальной скорости. Одновременно повышается коэффициент полезного действия двигателя. Поэтому в процессе проектирования электропривода следует отдавать предпочтение высокоскоростным электродвигателям, у которых частота вращения больше 1000 об/мин. Если рабочие механизмы (РМ) требуют пониженных скоростей, то между электродвигателем и РМ ставят передаточное устройство (ПУ). Наличие ПУ может привести к снижению КПД и повышению стоимости привода в целом, что должно учитываться при выборе оптимального варианта электропривода.
Во время работы в двигателе возникают потери энергии, которые превращаются в теплоту и нагревают обмотки и другие части электродвигателя. Наиболее чувствительной с точки зрения нагрева является изоляция обмоток. Срок ее службы практически определяет срок службы электродвигателя. С ростом нагрузки температура двигателя (его изоляции) будет возрастать и может достигнуть опасных значений. Следовательно, мощность выбранного электродвигателя должна иметь такое значение, чтобы его изоляция не перегревалась при наиболее тяжелых условиях работы привода.
|
|
По нагревостойкости изоляционные материалы подразделяют на несколько классов, ГОСТ-8865-93 [4] устанавливает максимальные допустимые температуры нагрева для каждого класса изоляции. Класс нагревостойкости электротехнического изделия отражает максимальную рабочую температуру, свойственную данному изделию при номинальной нагрузке и других условиях.
Основная классификация видов изоляции по нагреву приведена в табл. 1.
Таблица 1