double arrow
Вопрос 4.44. Конструкция электродвигателя

Для привода скважинного центробежного насоса применяется погружной маслонаполненный трехфазный асинхронный коротко-замкнутый электродвигатель.

Погружные электродвигатели имеют диаметры корпусов 103,117, 123, 130 и 138 мм для скважин с внутренними диаметрами обсадных колонн, равными соответственно 121,7; 130; 144,3; и 148,3 мм.

Электродвигатель работает в среде пластовой жидкости, находясь под давлением столба этой жидкости, вследствие чего он выполнен герметичным. Полость электродвигателя заполняется трансформа­торным маслом или маслом другой марки, пробивное напряжение которого не менее 40 кВ.

Погружной электродвигатель (рис. 4.68) состоит из статора, ро­тора, головки 2 и основания^. В головке 2 размещен осевой подшип­ник, состоящий из пяты 3 и подпятника 4, а также установлена ко­лодка кабельного ввода 5. В основании электродвигателя размещен масляный фильтр 13.

Статор и ротор двигателя состоят из нескольких секций.

Каждая секция статора имеет набор (пакет) магнитных 9 и немаг­нитных 8 жестей. Сборка секций и немагнитных пакетов имеет сплош­ные пазы, в которых размещаются обмоточные провода или стержни

-225-

Рис. 4.68. Погружной электродвигатель

обмотки. На немагнитные пакеты жестей опираются радиальные под­шипники скольжения 7 ротора. Секции статора запрессованы в кор­пус 12.

Секция ротора имеет пакет роторных жестей 10 и радиальный подшипник 7. В пазах пакета жестей расположены медные стержни «беличьей клетки» (коротко замкнутой обмотки ротора).




Выводные концы обмотки статора соединяются с выводными концами колодки кабельного ввода и изолируются. Колодка ка­бельного ввода изготавливается из эластичного диэлектрического материала.

Осевой подшипник воспринимает осевые усилия, действующие на вал ротора. На верхнем конце вала ротора находится шлицевая муфта 1, через которую гидрозащита соединяется с валом и далее с насосом. Шлицевая муфта имеет скосы на шлицах для быстрого со­единения валов. На валу ротора установлена турбинка 6 для прину­дительной циркуляции масла внутри электродвигателя с целью смаз­ки опор и охлаждения двигателя. Масло поступает по отверстию в валу к турбинке и нагнетается ею в полость над статором двигателя, далее по зазору между статором и ротором и по специальным пазам, выполненным в статорных жестях около корпуса двигателя, масло подается к фильтру, проходит через него и вновь поступает в отвер­стие вала.

При попадании пластовой жидкости в неплотности изоляции про­водов обмотки электродвигателя снижаются изоляционные свойства масла, что приводит к отказу двигателя.

-226-






Сейчас читают про: