Свет как формообразующее средство графического дизайна в городской среде

Средством моделирования пространства и объема является свет.

Со времен высоких древних цивилизаций зодчие умели использовать не только функциональные, но и художественные качества света как солнечного, так и искусственного, для выявления формы и пространства, создания различных психологических эффектов от пространств (контраст освещенных солнцем предхрамовых дворов и темных нефов и святилищ в Египте и Вавилоне, огромных полутемных пространств готических соборов с концентрацией света, часто цветного, в доминантных точках пространства). Тенденция современной архитектуры – раскрытие к свету внутренних пространств сооружений. Стекло и большепролетные конструкции, в том числе пространственные конструктивные структуры, новые синтетические просвечивающие материалы и развитие светотехники сделали современную архитектуру архитектурой света... [22].

Значение искусственного освещения как средства формообразования в архитектуре начало формироваться в 20-х годах XIX века. С 1926 года к понятию «архитектурное освещение» присоединяется понятие «световая архитектура», подразумевающая создание специфического зрительного образа архитектурного произведения, который возникает при искусственном освещении и исчезает вместе с ним.

Одним из пионеров световой архитектуры явился итальянский архитектор Бальдесари, создавший павильоны для миланских выставок 1951 г., 1952 г., 1953 г., рассчитанные на использование световых эффектов дневного и, особенно, искусственного света в вечернее и ночное время. Бальдесари сделал ряд интересных подсветок оболочек, создал декоративную световую скульптурную пространственную графику. В отечественной световой архитектуре объект-пионер, обладающий художественно-образными качествами, – подземный вестибюль станции метро «Кропоткинская» (архитектор А.Дужкин, соавтор архитектор Я. Лихтенберг). И еще один отечественный объект – свето-музыкальное динамическое оформление нового цирка в Казани [22].

Свет как свойство объектов массовой визуальной информации является одним из эффективных средств воздействия на психику человека. Привлекая внимание, возбуждая интерес, свет не только обеспечит функциональность информационных средств, но и является важнейшим фактором эстетического формирования современного города. Существует множество приемов светового обеспечения информационных средств, среди которых можно выделить как основные – освещение направленным светом и самосветящиеся объекты. Освещение направленным светом информационных средств в условиях ночного города прием эффективный. По условиям темно-адаптированного глаза несколько переоценивающего контраст от подсвеченного объекта получается впечатление яркого и насыщенного пятна. Освещение направленным светом получило распространение при выделении значительных по своим размерам информационных средств, световой силуэт которых привлекает к себе внимание и одновременно организует световой ритм магистрали. Такого рода подсвечивание эффективно для объектов с ярко выраженной лепкой фасадов, когда свет делает их пластику еще более выразительной.

Рис. 32. Москва. Ночная подсветка архитектурного памятника

Освещение объектов изнутри находит широкое применение в разного рода вывесках, фирменных знаках, пиктограммах, т.е. в тех информационных средствах, основной изобразительной характеристикой которых является силуэт.

Рис. 33. Париж. Ночная подсветка архитектурного сооружения

Самосветящиеся объекты представляют собой наиболее распространенный, эффективный и разнообразный прием световой организации информационных средств. Специфика самосветящейся информации заключается в том, что ее пластика является производной от рабочего свойства материала – светящейся массы высокой интенсивности. Самосветящиеся объекты информации, обладая не меньшей изобразительностью, чем живописные, исполненные интенсивными средствами, несут большой заряд эмоциональной информации и способны передать ее на большие расстояния. Однако использование цвета в самосветящихся информационных средствах имеет свою специфику, учет которой оказывает значительное влияние на оптимальность информационной среды современного города.

Рис. 34. Токио. Ночная подсветка центра города. Реклама

Установлено, что желтый, белый, синий – наиболее пригодные цвета. Желтый имеет то преимущество, что быстрее всего воспринимается на периферии поля зрения. Синий участок спектра имеет относительно малый световой поток по сравнению с другими, поэтому его целесообразно использовать в тех случаях, когда требуется преодолеть большую контрастность. Представляется нецелесообразным применять следующие цвета: зеленый, который находится в максимуме цветочувствительности человеческого глаза, в связи с чем быстро воспринимается как ослепляющий, и красный, дающий при небольшой влажности атмосферы сильное отражение, ухудшающее разборчивость сообщения. С другой стороны, нецелесообразность применения самосветящихся информационных средств, имеющих в своем составе активные элементы красного и зеленого цветов, обусловлена тем обстоятельством, что в условиях развитой системы дорожных знаков, эти цвета вступают в конкуренцию с сигналами светофоров, что явно недопустимо.

В качестве примера применения цветового дизайна можно привести подсветку крупного города Санкт-Петербурга. Решение вечернего облика города как в целом, так и его ансамблей создается на единых основах с учетом специфики разных искусств. Возможности творческого использования светографических средств в оформлении города безграничны. Ночной Санкт-Петербург отличается своим освещением, которое давно перестало быть утилитарным, обеспечивающим лишь безопасность движения. Сегодня это архитектурно-художественный образ неотделимый от застройки. Световая архитектура раскрывает лицо города, неповторимые черты каждого района, квартала и улицы. Она несет жителям информацию и рекламу, она является световым камертоном города в целом, придающим ему запоминающийся образ и красоту. Облик ночного Санкт-Петербурга выражен сегодня подсветами главных ориентиров: могучего купола Исаакиевского собора, Адмиралтейской иглы и вонзающегося в небо Петропавловского собора. На магистралях высвечены памятники архитектуры с их портиками и колоннадами, а далее по всему городу неоновыми огнями сверкают надписи, подчеркивающие горизонтами домов, ритм вертикалей, среди них крышные установки, кинореклама, угловые акценты, фасадные названия магазинов, наименования учреждений – все это определяет панораму ночного Санкт-Петербурга.

Освещение – это своеобразное эстетическое средство, подчеркивающее, усиливающее или ослабляющее ритмы, акценты, общую световую гамму архитектуры города, его магистралей и ансамблей. Светотехника прогрессирует и усложняется. Задача сегодняшнего дня ¾ упорядочить и привести в общую систему освещение Санкт-Петербурга, объем которого все увеличивается и достигает колоссальных размеров. Наступает время создания новых принципов системного решения света, основанных на выражении индивидуальности каждого района, едином впечатлении вечернего зрелища цветовой архитектуры города. Это явление художественное, требующее поисков новых технических решений. В настоящее время среди различных светотехнических средств наибольшее распространение имеют газосветные установки, цвет свечения которых зависит от природы газа (неон, аргон, водород и др.). По сравнению с электрическими лампами накаливания газосветные трубки или лампы с тлеющим газовым разрядом обладают большой экономичностью, высоким коэффициентом полезного действия (рис. 32, 33, 34) [23].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: