double arrow

Визуальные коммуникации

Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества. Такое положение обусловлено тем, что более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга).

При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60-е годы дизайнерский подход в прикладной графике начал осуществляться через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60-х – начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста.

Елена Черневич, в те годы еще начинающий искусствовед, увлекающийся наукообразием, писала о коренном отличии (на ее взгляд) задач и объектов промграфики от задач и объектов искусства. Графический дизайн «превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы однозначно»; «в структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста»; «складывается новый тип профессионала – дизайнер-график становится визуальным коммуникатором» [18].

Эта концепция графического дизайна, лежащая в русле концепции функционализма, во многом остается привлекательной и сегодня, особенно с методологических позиций, при условии понимания необходимости усиления художественного начала, учета порой противоречивых, но столь важных стилевых тенденций и модных веяний.

Объекты творческого внимания дизайн-графиков многочисленны и многоплановы. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания, можно выделить в ней несколько условных слоев.

Первый слой, с которым имеют контакты практически все, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т. д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр.

Второй слой – средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации.

Третий, наиболее специфический, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного, бытового и прочего назначения. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т. д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов, работы с ними.

При проектировании элементов третьего слоя, прежде всего для случаев производственных интерьеров, организации рабочих мест, диспетчерских служб и эксплуатации другого технически сложного оборудования, основными становятся проблемы скорости и эффективности (безошибочности) восприятия визуальной информации. Главенствующими выступают эргономические требования, а художественная сторона несколько отодвигается на второстепенные роли.

Разработка элементов второго слоя, в частности пиктограмм, указателей, табличек и пр. для производственных и общественных интерьеров (медицинские учреждения, вокзалы, автостанции, аэропорты) также требует в первую очередь выявления и учета оптимального образного стереотипа визуального восприятия, характерного для возможно большего процента персонала и обслуживаемого контингента населения. На основе анализа ситуации и с учетом проведенных предпроектных исследований формируется образное решение с применением единого графического языка (рис. 13).

Рис. 13. Знаки безопасности для сферы ЖКХ (а), пиктограммы для электронных банков-автоматов (б)

Рис. 14. Символы видов спорта для ХХ Олимпийских игр в Мюнхене, дизайнер О. Айхер (а), символы для XXII Олимпиады в Москве, дизайнер Н.Белков (б), система пиктограмм, дизайнер В.Акопов и др. (в).

В визуальных средствах первого слоя, особенно в вывесках, рекламе, более явственно проявляется переход от эргономической обусловленности к творческой свободе замысла и воплощения как в содержании, так и в форме.

Наиболее эффективным является комплексное «сквозное» решение элементов визуальной составляющей среды обитания по всем слоям. Это возможно при разработке и реализации графической части фирменного стиля предприятий, фирм в частных случаях, но предпочтительнее глобальный масштаб с охватом отраслей народного хозяйства, транспорта, социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, больших мероприятий государственного или даже международного масштаба, в том числе олимпиады, фестивали и пр. (рис. 14).

Наличие зрительной информации необходимо в местах большого скопления людей, таких как вокзалы, торговые центры, крупные магазины, выставки и др. Эта область графического дизайна называется архиграфика. То есть система визуальной коммуникации, суперграфика, пиктограммы и другие графические элементы интерьерного архитектурного пространства.

Пиктограмма (от латинского pictus – нарисованный) – условный рисунок с изображением каких-либо действий, событий, предметов и т.п., как древнейшая форма письменности. Область пиктография – это древнейшая форма письма при помощи пиктограмм (рис. 19, 20, 21).

В общественных зданиях, транспортных сооружениях наличие указателей, пиктограмм и других средств визуальной коммуникации не является самоцелью, а выступает как составная часть функционального архитектурного замысла. Например, в Новосибирском аэровокзале в качестве основных визуальных средств выступают схемы воздушных линий, план подъезда к городу, надписи, указатели, пиктограммы, табло и т.п. элементы системы зрительной информации. Сложно и насыщенно решение интерьера аэропорта Шереметьево в Москве. Здесь используются эмблемы авиакомпаний, с которыми аэропорт заключил соглашения о взаимных полетах, а также система указателей, надписей, схем воздушных линий, электронных табло и других элементов архиграфики. В качестве зарубежного опыта можно привести пример оформления современного фирменного стиля авиакомпании КЛМ и Люфтганза. Их фирменный шрифт применяется от большой городской вывески на здании до надписи на бланках и документах авиакомпании. В вокзалах английской компании БЕА с успехом используется система изобразительных символов (пиктограмм) для обозначения помещений. Такой прием оправдан там, где проходит большой поток иностранных пассажиров. Система визуальной информации должна занимать значительное место не только в интерьерах вокзалов, но и в решении подъездных путей от города к аэропорту, в оформлении привокзальных площадей и перронов, где она становится частью архитектуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: