Общие выводы. В шестом веке выделяются два основных стилистических направления книжной миниатюры: эллинистическое направление

В шестом веке выделяются два основных стилистических направления книжной миниатюры: эллинистическое направление, продолжающее традиции античного искусства с его интересом к идеалу телесной красоты, и анти-эллинистическое, развивающее умозрительно-риторический стиль в сюжетной миниатюре, отличающейся условностью и экспрессией.

В это же время складывается канон украшения Евангелий, предполагающий наличие образов евангелистов, а также канонов Согласия Евсевия Кесарийского, трактованных в виде символических орнаментальных композиций.

Монументальное искусство поздней античности, выделяя две главнее сферы художественного повествования – сюжетную и орнаментальную, – подсказывает основные пути развития книжной иллюстрации раннего средневековья, где эти два начала не сразу образуют гармонический синтез, но применяются обособленно.


Орнаментальная традиция в рукописях раннего Средневековья

Искусство миниатюры дает возможность развернуть не только сюжетное повествование, но применить во всей полноте художественную изобретательность в области орнамента. Хотя его сфера кажется областью творческой свободы, орнаментальные композиции иногда требуют едва ли не более жесткого следования канону, чем сюжетные изображения. Главный смысл этих композиций в церковном искусстве состоит прежде всего в передаче атмосферы Эдемского сада, утраченного Адамом, но вновь приобретенного для человека Христом.

В числе наиболее ранних орнаментальных символов Рая следует назвать птиц у Древа Жизни, виноградную лозу, павлина, феникса, пальмовую ветвь, процветший крест или хризму (монограмму Христа), обрамленную лавровым венком победителя [Покровский 1894: 23–37]. Перечисленные художественные метафоры имеют долгую жизнь как в миниатюре, так и в монументальном церковном искусстве. Образ Райского сада, запечатлевшийся в памятниках раннехристианской эпохи, позднее дополняется новыми метафорическими значениями.

Этот же набор мотивов присутствует в орнаментах различных византийских изделий декоративно-прикладного искусства, в частности, в произведениях торевтики. Здесь часто изображаются реальные и фантастические звери и птицы, виноградные листья, пальметты, акантовые побеги. Такая декорация стала, практически, транснациональной: она характерна для Ближнего Востока и Греции, Руси и Европы. Состоя из наиболее древних и чрезвычайно расхожих мотивов, известных со времен античности, перечисленные элементы в христианскую эпоху, делаясь украшением церковной утвари или интерьера, чаще всего получают традиционное библейское истолкование.

Продолжая тему армянской рукописной книги, нельзя не обратить внимания на чрезвычайную значимость орнаментального начала в этой традиции. Рассмотренные нами ранние миниатюры Эчмиадзинского Евангелия, хотя и представляют собой сюжетные сцены, следуя инерции пост-античного искусства, в своем внутреннем строе они изменяют этой инерции, предлагая не-эллинистическую трактовку композиций. Рассмотренные сюжеты мыслятся в пространстве страницы как изысканный орнамент, не удивительно поэтому, что большинство других ранних манускриптов, восходящих, как правило, к Х веку, развивают именно орнаментальные элементы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: