Системы воспламенения РДТТ

Конструкции систем воспламенения современных ракетных дви­гателей зависят от функционального назначения и конструктивного оформления РДТТ, отличаются большим разнообразием и различной степенью сложности. Принципиальная схема системы воспламенения представлена на рис. 5.3.:

Рис.5.3. Система воспламенения заряда ТРТ:

1 - первичный источник тепловой энергии; 2 - устройство,

формирующее и направляющее тепловой поток; 3 - воспламеняющее

устройство (ВУ), обеспечивающее разложение заряда ТРТ

В РДТТ применяют пиротехническое, пирогенное и химическое зажигание топливного заряда. Пиротехническое зажигание обеспечивается пиротехническим воспламенителем, который срабатывает от первичного источника тепловой энергии с последующим поджиганием основного заряда ТРТ. В системе пирогенного зажигания используют воспламенительный твердотопливный газогенератор, который является фактически ракетным двигателем твердого топлива, размер которого зависит от конструктивного оформления основного РДТТ. Химическое зажигание топливного заряда осуществляется путем подачи пускового жидкого или газообразного окислителя (Cl F3 , BF5 и др.), воспламеняющегося при контакте с поверхностью заряда. Последний способ, несмотря на наличие некоторых преимуществ, все же не нашел широкого распространения из-за ряда эксплуатацион­ных особенностей использования самовоспламеняющихся жидкостей.

Конструкция воспламенительных устройств зависит от требований, которые предъявляются к двигателю по времени выхода на режим, надежности, необходимости предотвращения самопроизвольного срабатывания и др. Конструкция воспламенителя включает следующие элементы:

· стандартный пиропатрон (с электрическим, механическим или тепловым приводом);

· передаточный состав воспламенителя;

· основ­ной воспламенительный состав.

Передаточный и воспламенительные составы помещаются в оболочке. Собранное воспламенительное устройство закрепляется в двигателе таким образом, чтобы газы от сработав­шего воспламенителя распространялись к поверхности топлив­ного заряда.

В настоящее время наибольшее распростране­ние получили электрические пиропатроны и электрозапалы, рис. 5.4.

Электрический ток подается на два проводника, между которыми имеется мостик накаливания. На мостик накали­вания нанесен чувствительный к тепловому импульсу иницииру­ющий состав (например, азид свинца). Под действием тепла ини­циирующий состав воспламеняется и передает огневой импульс на передаточный состав воспламенителя, находящийся в корпусе пирозапала. От пирозапала (пиропатрона) форс пламени пере­дается на основной состав воспламенителя.

Рис.5.4. Конструкция инициирующих устройств:

а - электрозапал; б - пиропатрон; 1 - корпус; 2 - установочная втулка;

3 - ини­циирующая смесь; 4 - передаточный состав; 5 - основной состав

устройства; 6 - мостик накаливания; 7 - выводные концы;

8 - изоляция из стекла; 9 - токопроводящий контакт

В процессе сгорания воспламенительного состава давление в пиропатроне достигает 50·105 …150·105 Па, а общее время работы от момента подачи тока на мостик накаливания 10-2 …1,5·10-2 с. Пиропатроны (электрозапалы) надежны в эксплуатации и обеспечивают постоянство характеристик в процессе транспортировки, опрессовки, изменения температуры в диапазоне 213-323К и выдержки в условиях глубокого вакуума (до 1,3·10- 4 Па).

Пиропатрон отличается от пирозапала оформлением корпуса. В пирозапале корпус выполнен из картонной или металлической (медной) гладкой оболочки; пиропатрон имеет прочный корпус с резь­бой и уплотняющим буртиком, рис.5.4.

В корпусе пиропатрона установлен один или два токопроводящих контакта, к которым подсоединены два мостика накаливания.

Различают воспламенительные устройства коробчатого, рис.5.5., и корзиночного, рис.5.6., типов.

I

Рис.5.5. Воспламенительное устрой­ство коробчатого типа:

1- пиропатрон; 2 - переднее днище РДТТ; 3 - корпус воспламенителя;

4 - футляр; 5 - винт крепления воспламе­нителя

Корпус воспламенителя коробчатого типа выполняется тонкостенным (б= 0,2... 0,3 мм) из алюминия или стали. Крышка соединяется с корпусом за­каткой. Внутрь коробки помещается воспламенительный состав. Иногда для лучшего проникания форса пламени от воспламени­теля в крышке коробки делаются отверстия, которые заклеиваются прорезиненной тканью. Корпус воспламенителя устанавливается в прочный стальной или пластмассовый футляр, который крепится к днищу двигателя. Футляр делается с отверстиями для свобод­ного прохода газов. Иногда футляр снабжают коническим рассекателем для лучшего распреде­ления газов вдоль заряда (в случае многошашечного вклад­ного заряда).

Рис. 5.6. Воспламенительное устройство корзиночного типа:

1- пиропатрон; 2 - передаточный состав; 3 -пиротехнические петарды;

4 - корпус воспламенителя; 5 –оплетка

Воспламенители замкнутого типа имеют недостатки, заклю­чающиеся в том, что тонкостен­ный корпус может разрушаться до момента полного воспламенения всего пиротехнического со­става. Тогда часть состава будет выброшена из футляра, что может привести к затягиванию времени задержки воспламенения и нестабильности выхода двигателя на режим.

Разрушенные части корпуса воспламенителя разбрасываются и, ударяясь о по­верхность заряда, могут повредить его; при прохождении остат­ков корпуса через критическое сечение сопла может появиться нежелательный заброс давления.

Вследствие этого разработаны такие конструкции корпусов, которые способны выдерживать силовые нагрузки от внутреннего давления до тех пор, пока не воспламенится вся навеска воспламенительного состава.

В по­следующем, при разрушении корпуса его детали не должны на­носить повреждений топливному заряду и элементам конструкции двигателя (вкладышу, соплу, ТЗП, днищу). Примером металлического неразрушающегося корпуса может служить воспламенитель, показанный на рис. 5.7.

Рис. 5.7. Воспламенитель с неразрушающимся корпусом твердотопливного двигателя «Спейс Шаттл»:

1 - крышка; 2 - гнездо под пиропатрон (2 шт); 3 - передаточный

на­сыпной состав (В + KNO3) в полиэтиленовом мешочке; 4 - решетка;

5 - стальной корпус; 6 - таблетизированный воспламенительный

состав в герметичной вакуумированной упаковке

(топливо аналогичное основному составу заряда)

Наиболее удачным по конструкции является корзиночный корпус. Для истечения продуктов сгорания в корпусе воспла­менителя корзиночного типа предусматриваются просветы между стеклопластиковыми или металлическими жгутами. Скорость истечения газов через отверстия может быть критической. Для приведения в действие круп­ногабаритных РДТТ применяются пирогенные воспламенители, напоминающие небольшой двигатель. Общий вид пирогенного воспламенительного устройства РДТТ «Спейс Шаттл» представлен на рис. 5.8.

Рис. 5.8. Конструкция пирогенного воспламенителя:

1- предохранительно-взводящее устройство (ПВУ); 2 - малое пуско-зажигательное устройство (ПЗУ); 3 - крышка; 4 - крепление большого ПЗУ;

5 - стенка перед­ней секции; 6 - корпус с внешней и вну­тренней термоизоляцией большого ПЗУ; 7 - топливный заряд ПЗУ;

8 - сопло с вклады­шем большого ПЗУ

5.3. Основные направления совершенствования РДТТ

Эффективность РДТТ в большей степени зависит от типа твердого топлива. Поэтому особое внимание уделяется созданию высокоэнергетических твердых топлив.

Современные ТРТ обладают сравнительно низкой скоростью горения, а их характеристики в сильной степени зависят от температуры окружающей среды.

Путем подбора состава ТРТ и технологии его изготовления стремятся получить высокоэнергетические топлива с хорошей воспроизводимостью механических свойств, пониженной чувствительностью к температуре и влаге, сопротивляемостью старению, широким диапазоном скорости горения и повышенными допустимыми значениями осевых и боковых перегрузок. Перспективными смесевых ТРТ являются фторсодержащие соединения. К числу высокоэнергетических горючих относятся горючие, в молекуле которых вместо углерода введен бор или алюминий.

Уменьшение массы конструкции РДТТ достигается уменьшением давления Рк, при использовании скрепленных зарядов с внутренними горением, путем применения новой технологии изготовления корпуса и сопла (например, путем нанесения слоя металла на топливный заряд электролитическим способом), а также применением материалов с высокой удельной прочностью: титановых и алюминиевых сплавов, стеклопластиков. К перспективным материалам для корпусов РДТТ относятся стеклопластики, упрочненные волокнами на основе бора, вольфрама, углерода и бериллия.

Для изменения тяги РДТТ без существенного ухудшения его характеристик можно использовать следующие способы.

Изменение площади критического сечения путем перемещения центрального тела вдоль оси сопла или путем подачи рабочего тела в критическое сечение через кольцевую щель или пояс отверстий. Газ для этой цели можно отбирать из камеры сгорания. Использование указанных способов затрудняется тяжелыми условиями работы центрального тела и относительно малой величиной изменения тяги, в случае ввода рабочего тела в критическое сечение.

Ввод химически активной жидкости (F2 , OF2, ClF3 , N2O 4 и др.), самовоспламеняющейся с твердым топливом. Меняя расход жидкости, можно изменять тягу двигателя в отношении от 20:1 до 50:1. В РДТТ с жидким компонентом упрощается проблема охлаждения: используя наружное проточное охлаждение, можно применять высокоэнергетические ТРТ и топливные заряды с торцевым горением.

Изменение скорости горения ТРТ путем изменения его температуры или обдува поверхности горения дополнительным газом. Температуру заряда можно изменять путем пропускания холодной жидкости или горячих продуктов сгорания через трубки, равномерно расположенные в заряде.

Увеличение площади горение заряда каким-либо принудительным способом, например, путем разрушение бронирующего покрытие заряда химически активным жидким компонентом.

Использование компенсирующих зарядов. Если в корпусе РДТТ, кроме основного топливного заряда, разместить несколько дополнительных (компенсирующих) зарядов, то при низком давлении Рк, вызванном пониженной температурой основного заряда, можно включать компенсирующие заряды и тем самым уменьшать разброс характеристик РДТТ при работе в различных температурных условиях.

Для увеличения времени работы РДТТ при использовании высокоэнергетических ТРТ можно применять внутреннее (в том числе пористое) охлаждение, причем охладителем может служить жидкость или газ.

Эффективно пористое охлаждение с применением кипящих металлов или их гидридов в качестве охладителя. Для реализации такого охлаждения сопло по всей длине или на докритической части снабжается двумя стенками, причем внутренняя стенка выполняется из пористого жаропрочного металла. Между стенками размещается охладитель.

При работе РДТТ охладитель, воспринимая поступающие тепловые потоки, нагревается, расплавляется и испаряется; образующиеся пары проходят сквозь пористую стенку в поток продуктов сгорания.

Для многократного включения и выключения РДТТ необходима система многократного воспламенения заряда и его гашения. Для многократного воспламенения топливного заряда можно использовать химическую систему зажигания, а для многократного гашения - подачу специального рабочего тела (жидкости, газа или сублимирующего порошка), на поверхность горения заряда. Указанное рабочее тело не должно препятствовать повторному запуску двигателя. Жидкостью для гашения заряда могут служить вода и водные растворы солей щелочных металлов (последние имеют более низкую температуру замерзания).

Одним из направлений в разработке ракетных двигателей твердого топлива является увеличение их тяги до весьма больших значений – до 40мН.

Снижение стоимости РДТТ достигается путем упрощения технологии изготовления зарядов, изыскания путей снижения стоимости твердых топлив и многократным использованием корпусов и сопел РДТТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: