Эффект для страны-импортера

В целом страна выигрывает от импорта более дешевой продукции, так как объем дополнительных покупок потребителей больше, чем сокращение продаж отечественных производителей. К тому же конкуренция вынуждает производителей совершенствовать технологию и снижать издержки производства.

В стране-экспортере (странеУ) обратная ситуация: сокращение выигрыша отечественных потребителей (в результате роста цен и снижения объемов потребления товара “В”) составит область “С”, в то время как дополнительный выигрыш отечественных производителей (связанный с увеличением производства товара “В” и его экспортом по возросшей цене) составляет область “С+D”. Таким образом, в стране У также отмечается наличие чистого выигрыша (область “D”).

Производители экспортного товара выигрывают, так как могут продать его за границей по более высокой цене. Потребители в стране-экспортере проигрывают, так как на внутреннем рынке цены растут. Однако прирост объема продаж больше, чем сокращение покупок товара. В итоге в целом страна-экспортер выигрывает от реализации товара на мировом рынке

При этом можно сравнить объемы чистого выигрыша в обеих странах. В данном примере даже наглядно (см.рис.6) видно, что область “В” по площади больше, чем область “D”. Т.е. выигрыш страны Х больше выигрыша страны У. Это объясняется тем, что в этих странах различны процентные изменения цен на товар “b” в результате мировой торговли. Для страны Х DРb=100% ((1-2)/1*100%); а для страны У DРb=33,3% ((1-2/3)/1*100%). Таким образом, больший выигрыш пришелся на страну Х. Т.е. выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен у обеих стран:

выигрыш страны-экспортера = DРэксп.товара (в %)

выигрыш страны-импортера DРимп.товара (в %)

Таким образом, хотя международная торговля и является взаимовыгодной, выигрыш от нее распределяется между странами неравномерно. Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени. Это во многом зависит от эластичности экспортного предложения и импортного спроса.

УСЛОВИЯ ТОРГОВЛИ

Для оценки того, насколько выгодна стране внешняя торговля, используется показатель “условия торговли”. Условия торговли - это соотношение экспортных и импортных цен определенного товара или индекса экспортных и импортных цен в целом:

Т0Т=(åр(х)i ×sХ0i)/ (åр(m)i ×sM0i),

где: Т0Т (terms of trede) - условия торговли

р(х)i - отношение экспортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0;

р(m)i - отношение импортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0;

sХ0i - доля экспорта товарной группы i в совокупном экспорте из данной страны в базовом году 0;

sM0i - доля импорта товарной группы i в совокупном импорте в данную страну в базовом году 0.

Рост Т0Т (Т0Т > 100) показывает, что при росте совокупной цены экспорта страны по сравнению с совокупной ценой импорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все больше импортных товаров. В результате благосостояние страны в целом возрастает.

При этом важно отметить, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Если темпы снижения экспортной цены, связанные с ростом эффективности производства, ниже, чем темпы наращивания физических объемов экспорта, то, при достаточно высокой эластичности импортного спроса на данный товар, выигрыш страны-экспортера возрастет, несмотря на то, что условия торговли для нее ухудшились.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: