Взаимодействия. Мировая социологическая мысль зафиксировала к концу XX в

Мировая социологическая мысль зафиксировала к концу XX в. обусловленность отношения индивида к информации, транслируемой средствам массовой коммуникации не только его позицией, но и настроениями ближайшего окружения, групповыми подходами и господствующим в его социуме мнением.

Понятие "информация" является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для изучаемой нами рекламы. Информацию, наряду с веществом и энергией, рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем.

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект техники, служащей определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде.

Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., она выступает неотъемлемым элементом культуры и должна исследоваться в этом качестве.

Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества и приводит к возникновению технических утопий.

Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке роли технических нововведений.

2.1.1.Определение информации

Понятие «информация» произошло от латинского informatio, что означает: а) ознакомление; б) представление; в) понятие (в прямом значении этого слова, то есть - взятие нового, соотнесение со старым знанием). В этом смысле значение слова информация приближается к смыслу слова знание, о чем говорит и трактовка этого слова А. Преображенским в его «Этимологическом словаре русского языка»: Основное значение - понимать. Представляется, что именно такое объяснение широкоупотребительного слова информация поможет полнее раскрыть смысл этого феномена.

С рациональной точки зрения понятие «информация» определил Н. Винер: «информация» – это информация, а не энергия и не материя. Отсюда следует, что информация – это мыслительный конструкт, явление, имеющее существование только в сфере научного познания.

В общественных науках получила распространение де­финиция В.Г. Афанасьева, о том, что «информация» представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком и вовлече­ны в орбиту общественной жизни.

С.И. Ожегов определил информацию как: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо. В этой интерпретации информации – это некий синоним понятия «знание». Это выводит информацию за пределы научного познания, и оставляет только в виртуальном пространстве.

Так что же такое информация? Дать однозначную интерпретацию феномена информация, скорее всего, не удастся никому. И, тем не менее, попытки подобного рода производились, производятся, и будут производиться. Совокупность этих попыток — это пока все, что мы имеем на сегодняшний день.

В теологии информация толкуется как нечто сверхъестественное, трансцендентальное. Неопозитивисты и экзистенциалисты учат, что она — субъективный феномен. В кибернетике, науке о самоуправляющихся машинах, которая получила широкое распространение в последней трети XX столетия, информация выступает как одно из всеобщих свойств материи, вместе с такими ее атрибутами, как движение, время и пространство. В коммуникативистике информация приобретает значение властной силы — товарно-экономической, политической и пр. Кроме того, информация — это еще и источник человеческого и социального развития, совокупность сведений, передаваемых людьми друг другу устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, жестов и технических средств различных типов). Она же — одно из измерений, в котором протекает жизнь человека, отраженное разнообразие, а также — парадокс, т.е. такое понятие, любое высказывание о котором может быть равным образом доказано как истина и как ложь.

Существенную роль в выяснении природы информации сыграло изучение количественного аспекта информации. Теория информации, созданная К.Э. Шенноном и Н. Винером, использовала для этого статистико-вероятностные представления, то есть характеризовалась вероятностной мерой, степенью снятия, уменьшения неопределенности. Одновременно понятие информации расширилось, теперь она характеризовала не только аспект человеческого общения, но и все коммуникативные явления в технических и естественных науках.

Наиболее непримирим по отношению к термину «информация» А.В.Соколов. По его мнению, информация — это инструментальное понятие информа­ционного подхода, содержание и объем которого пере­мены, и зависят от изучаемых коммуникационных и организационных явлений. Говоря попросту, информа­ция — это информационный подход к коммуникации и организации. Информация и информационный подход образуют единство, состоящее в том, что информацион­ный подход обязательно связан с использованием поня­тия информации, а информация не существует вне инфор­мационного подхода.

Глубокие споры, которые ведут ученые, будут очевидно продолжаться и далее, но это никак не мешает специалистам и обычным гражданам повсеместно использовать сугубо теоретическое понятие «информация», для решения конкретных практических проблем. Этой нелогичной ситуацией не стоит поражаться, ведь «время» - это тоже мыслительный конструкт, не существующий в природе. Но в его существовании никто не сомневается и более того на Земле материальных приборов, созданных для его измерения, не меньше чем живущих на ней людей.

Исходя из этого феномена, в дальнейшем автором учебника термин информация будет использоваться как квазиреальность, позволяющая объяснять, понимать и организовывать рекламные технологии, таким образом, чтобы они воспринимались социумом в целом и отдельными его представителями, как объективная реальность, данная им в ощущениях.

2.1.2. Классификация информации

Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учета ее предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей. Поэтому современными исследователями информация классифицируется по-разному.

1. По сфере возникновения информация делится на:

· элементарную - информация в неживой природе,

· биологическую - информация в мире животных и растений,

· социальную - информация в человеческом обществе.

2. По общему назначению информация делится на:

· Массовая информация - информация, предназначенная для населения определенных областей, регионов. Массовая информация - это общественно-политическая, обыденная, научно-популярная информация.

· Специальная информация – информация, предназначенная для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных задач в области науки, техники, экономики.

· Личная информация - информация, необходимая человеку для осуществления персональной деятельности: записная книжка, телефонный звонок т.д.

3. По способам возникновения, передачи и восприятия информация делится на:

· Эстетическая информация возникает в результате сочетания природных носителей:

- свет;

- тень;

- цвет;

- звук;

- запах.

· Семантическая информация:

- результат познания законов природы, общества и мышления: "Земля - вращается";

- первичная информация возникает в результате деятельности людей;

- вторичная информация возникает в результате аналитико-синтетической переработки первичной информации;

- выходная информация - это выводы о вторичной информации.

· Визуальная информация передается видимым образом и включает в себя:

- текстовую;

- числовую;

- графическую;

- смешанная.

· Аудиальная информация передается звуками.

· Органолептическая информация передается запахом и вкусом.

· Тактильная информация передается и воспринимается ощущениями.

· Машинно-ориентированная информация воспринимается и передается техническими средствами.

4. По характеру описания объектов и явлений информация может делиться на:

· полную и выборочную;

· верную и ложную.

5. По характеру влияния на деятельность человека или на работу технического устройства:

· осведомляющая информация используется для накопления фактов;

· управляющая - в качестве инструкции для выполнения действий.

6. По форме представления:

· дискретная форма представления информации - это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину:

- сигналы светофора;

- сигналы, несущие текстовую информацию (буквы, слова, предложения, символы);

- телеграфная азбука Морзе.

· аналоговая или непрерывная форма представления информации - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков:

- изменение скорости автомобиля;

- влажность воздуха;

- напряжение, развиваемое микрофоном при разговоре перед ним, пении или игре на музыкальных инструментах;

- кардиограмма.

7. По способам кодирования:

· символьную, основанную на использовании символов - букв, цифр, знаков и т.д. Она является наиболее простой, но практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить зеленый свет уличного светофора, который разрешает движение пешеходам или водителям автотранспорта.

· текстовую, основанную на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования. Так, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме и являются основными в рекламной коммуникации.

· графическую, основанную на использовании сочетания в пространстве графических примитивов. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие большое значение в деятельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: