Глава 7. Всегда совершай должные дела без привязанности, ибо человек, совершающий дела без привязанности, достигает высшего

АСАНА

...Всегда совершай должные дела без привязанности, ибо человек, совершающий дела без привязанности, достигает высшего.

«Бхагавадгита», III, 19

Прежде чем снова продолжить изложение технологии асан, которое по существу было начато в главе «Тело», следует определить каким является состояние сознания, которое мы получаем в результате их традиционной практики. Безусловно, занятия асанами всегда начинаются в состоянии бодрствования, но затем всё меняется — наступает полная релаксация тела и сознания, замирает внутренний диалог, и, как утверждает, например, Айенгар, мы получаем возможность непосредственно в любой асане войти в самадхи.

Необходимо разобраться также и в том, какой род деятельности тела с какими состояниями сознания соотносится, памятуя слова «Бхагавадиты»: «...В этой йоге должно упражняться решительно, с мыслью, отвратившейся от всего» (VI, 23). Поскольку так или иначе в дальнейшей беседе по асанам будет постоянно всплывать тема сознания, в порядке начала её обсуждения мне хотелось бы остановиться на уникальной технике глубокого расслабления, в своё время обнародованной Свами Сатьянандой, и сказать о ней несколько слов.

Йога считает, что есть всего четыре базовых модификации сознания: 1) бодрствование; 2) сон со сновидениями; 3) сон без сновидений и 4) так называемое «четвёртое» состояние — «турийя» (см. «Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья», I, 5, с.89: «Эти пять видов деятельности... истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память», позднее эти пять компонентов были сведены к четырём).

Рассмотрим вкратце их общие характеристики и то, что происходит в каждом с телом и сознанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: