Введение. Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) относится к базовой части (С

Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) относится к базовой части (С. 3.1.13) профессионального цикла учебных дисциплин, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность. Она изучается курсантами и слушателями очной и заочной форм обучения. Для качественного и полного усвоения данной дисциплины, обучающиеся должны обладать достаточными знаниями и компетенциями, полученными при изучении учебных дисциплин: «Теория государства и права» (С.3.1.1), «Конституционное право России» (С.3.1.4), «Уголовное право» (С.3.1.12), «Гражданский процесс» (С.3.1.8), «Уголовно-исполнительное право» (С.3.1.14) «Оперативно-розыскная деятельность» (С.3.1.С.01).

В результате освоения уголовно-процессуального права курсант, слушатель в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 031001.65 – Правоохранительная деятельность должны обладать профессиональными компетенциями:

- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые к восстановлению нарушенных прав;

- способностью выявлять и пресекать правонарушения;

- способностью раскрывать преступления и иные правонарушения;

- способностью осуществлять расследование преступлений в форме дознания и др. Для этого необходимо обучающимся, как будущим и настоящим сотрудникам ФСИН России владеть знаниями и умениями по уголовно-процессуальному праву, изучение которого имеет существенное значение для осуществления практической деятельности в исправительных учреждениях, заключающейся в следующем:

- уголовно-процессуальной кодекс Российской Федерации указывает на то, что начальники учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в ряде случаев, уполномочены на осуществление уголовно-процессуальной деятельности в качестве органа дознания, так например, в ходе служебной деятельности в исправительных учреждениях поступают заявления (сообщения) о совершённом или готовящемся преступлении, что требует реакции администрации учреждения по проверке указанных сообщений и принятию решений (преимущественно оперативными сотрудниками) в рамках стадии возбуждения уголовного дела;

- в ходе деятельности по обеспечению режима исполнения наказания – режимной (уголовно-исполнительной) деятельности, которая, по сути, является административной[1], могут быть обнаружены признаки подготавливаемого или совершённого преступления, что требует соответствующей реакции администрации ИУ, как правило, незамедлительной;

- сотрудники учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (в частности, начальники отрядов) должны знать условия и порядок подготовки документов осуждёнными для разрешения вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора (самым распространённым является подготовка ходатайства и других документов для условно-досрочного освобождения, отсрочки исполнения приговора и т. п.). Это необходимо как для эффективной деятельности указанных сотрудников, так и для надлежащей реализации указанных прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

- сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций необходимо знать и уметь применять нормы, регламентирующие порядок разрешения вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора (отмена условного осуждения, возложение дополнительных обязанностей на условно осуждённого, отмена отсрочки исполнения приговора и т. п.);

- в настоящее время на уголовно-исполнительные инспекции возложен контроль за порядком выполнения обвиняемым (подозреваемым) ограничений, наложенных на него при применении меры пресечения в виде домашнего ареста (ч. 10 ст. 107 УПК РФ);

- кроме того, полученные первичные навыки составления уголовно-процессуальных документов позволят качественно составлять как указанные документы, так и служебные документы, связанные с деятельностью по обеспечению режима в ИУ, в том числе акты режимных мероприятий.

В настоящем учебном пособии изложены вышеперечисленные и другие аспекты многих проблемных положений, связанных с уголовно-процессуальной деятельностью сотрудников исправительных учреждений на основании части первой Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ).

Авторами впервые предпринята попытка осмыслить положения общей части Уголовно-процессуального кодекса, как наиболее проблемных в правоприменении, применительно к особенностям уголовно-процессуальной деятельности осуществляемой (либо которая может быть потенциально осуществлена) сотрудниками уголовно-исполнительной системы РФ.

Необходимо отметить, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации определён Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который не выделяет каких-то особых процедур, применительно к уголовно-процессуальной деятельности на территории учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Однако особенности правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, позволяют авторам сделать попытку выделения специфических особенностей реализации норм общей части УПК РФ на территории исправительных учреждений.

Пособие предназначено для курсантов, слушателей, преподавателей высших учебных заведений юридического факультета ФСИН России, сотрудников исправительных учреждений, а также работников иных правоохранительных служб.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: