В исправительных учреждениях

Доказывание правонарушений, в том числе и преступлений помимо уголовно-процессуальной формы, может осуществляться и в других различных формах: а) административного производства, направленного на установление факта административно-правовых правонарушений; б) оперативно-розыскной деятельности, имеющей целью выявить путём оперативно-розыскных мероприятий признаки преступления и лиц, его совершивших; в) частной детективной деятельности, предусматривающей сбор сведений на договорной основе с заинтересованными лицами, в том числе по уголовным делам[88].

Из перечисленных видов деятельности немаловажную роль в процессе доказывания имеет оперативно-розыскная, средствами осуществления которой являются перечисленные в федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскные мероприятия. Под ними следует понимать действия или совокупность действий, закреплённых в законе, в рамках осуществления которых, применяются гласные и негласные средства и методы, направленные на добывание и реализацию информации, служащей для достижения целей и задач ОРД[89].

В соответствии со ст. 84 УИК РФ «в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осуждённых, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осуждённых, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осуждённых, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершивших осуждёнными до прибытия в исправительное учреждение». УПК РФ в ст. 89 закрепляет, что в процессе доказывания запрещается использовать результаты оперативно-розыскной деятельности[90], если они не отвечают требованиям уголовно-процессуального законодательства.

Для использования результатов ОРД в доказывании необходимо, прежде всего, точное исполнение предусмотренных законом и подзаконными актами правил проведения оперативно-розыскных мероприятий. Порядок представления результатов ОРД следователю, дознавателю и суду регулируется Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 17 апреля 2007 г., утверждённой совместным приказом федеральных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Результаты ОРД должны содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения доказательств или предмета, который сможет стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Практически все материалы, направляемые в органы предварительного расследования из исправительных учреждений для производства процесса доказывания, основываются на результатах ОРД, что подтверждает их процессуальную значимость для раскрытия и расследования преступлений. Вопрос о предоставлении результатов ОРД следователю, дознавателю, суду регулируется ст. 89 УПК РФ и Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности следственным органам.

Для использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, в том числе и по преступлениям, совершаемым в ИУ, необходимо установить, соблюдены ли установленные федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» правила проведения оперативно-розыскных мероприятий, кем были обнаружены и представлены предметы, которые могут стать доказательством, или сообщены сведения о лицах, которые могут быть вызваны для допроса в качестве свидетелей. После приобщения предметов в качестве доказательств, допроса лиц в качестве свидетелей по правилам УПК РФ они становятся доказательствами по делу. Кроме того, могут быть использованы такие материалы, как аудиозаписи телефонных переговоров, видеозаписи или фотографии. Однако должно быть установлено, кем, когда, при каких обстоятельствах эти материалы получены. С этой целью может быть допрошено лицо, производившее эти записи или фотографирование.

Помимо этого, считаем, что по преступлениям, совершаемым в исправительных учреждениях, в процессе доказывания может осуществляться уголовно-исполнительная деятельность, путём осуществления режимных мероприятий.

Режимные мероприятия – это совокупность принудительных действий, предусмотренных законом и реализуемых администрацией исправительного учреждения, в целях создания условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории исправительного учреждения, прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования для обнаружения запрещённых вещей и предметов, пресечения их поступления к осуждённым, предупреждения и раскрытия преступлений[91].

Анализ нормативных правовых актов показал, что в настоящее время нет чёткого перечня режимных мероприятий. Руководствуясь Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений[92], можно выделить следующие: обыск помещений, досмотр вещей, досмотр посылок, передач, бандеролей; досмотр на территории ИУ и прилегающей к нему территории лиц, вещей, транспортных средств и иные. В связи с этим возникает вопрос: почему законодатель не уделил должного внимания процессу использования результатов режимных мероприятий в процессе доказывания преступлений, совершаемых в ИУ? Анализ судебно-следственной и иной практики показал, что результаты режимных мероприятий в ИУ могут выступать поводом для возбуждения уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ – в качестве сообщений о совершённом или готовящемся преступлении, полученном из иных источников). Так, в ходе личного обыска осуждённого сотрудниками отдела безопасности был изъят прозрачный полиэтиленовый свёрток, размером 2х3 см. с веществом, представляющим собой порошок белого цвета, что послужило поводом для возбуждения уголовного дела в отношении этого осуждённого.

Стоит отметить, что зачастую в процессе доказывания возникают проблемы документального оформления результатов режимных и оперативно-розыскных мероприятий. Так, например, изъятые у осуждённого в процессе личного обыска запрещённые вещи и вещества, которые должны оформляться протоколом личного обыска осуждённого, оформляются протоколом осмотра места происшествия.

Таким образом, средствами процесса доказывания по преступлениям, совершаемым в ИУ, являются средства не только уголовно-процессуальной деятельности (следственные, неотложные следственные действия[93], применение обеспечительных мер и др.), но и иной непроцессуальной деятельности (режимные, оперативно-розыскные мероприятия). Для того, чтобы результаты режимной, оперативно-розыскной деятельности носили доказательственное значение необходимо, чтобы:

5. оперативно-розыскные и режимные мероприятия проводились в строгом соответствии с регламентирующими их законами и подзаконными нормативными правовыми актами;

6. они осуществлялись соответствующими субъектами;

7. фиксировались в соответствующих документах;

8. отвечали критериям доказательств относимости, допустимости и достоверности, которые в обязательном порядке должны быть отражены в соответствующих документах (например, в акте изъятия запрещённого предмета);

9. в результатах оперативно-розыскных и режимных мероприятий содержались сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: