Основания задержания

Для осуществления задержания лица, подозреваемого в совершении преступления необходимы правовые основания. Законодатель в ст. 91 их выделяет в две группы: в ч. 1 данной статьи он перечисляет явные основания:

- лицо застигнуто при совершении преступления, либо непосредственно после совершения преступления;

- потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо, как на совершившее преступление;

- когда на подозреваемом лице или на его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Вторая группа оснований перечислена в ч. 2 ст. 91 УПК РФ, которые можно именовать не явными:

- лицо пыталось скрыться;

- не имеет постоянного места жительства;

- не установлена его личность;

- следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора, в суд направлено ходатайство об избрании в отношении подозреваемого лица в совершении преступления меры пресечения в виде заключения под стражу.

Как правило, каждое основание должно быть, на наш взгляд достаточным, полным и подтверждено соответствующим фактом, например, на одежде подозреваемого лица обнаружены следы крови.

Процессуальный порядок задержания

Процессуальный порядок можно представить в виде алгоритма следующих действий:

- убедиться в наличии оснований для задержания, изложенных выше;

- фактически задержать;

- доставить лицо в орган дознания или к следователю;

- при необходимости, подозреваемый может быть подвергнут личному обыску, по правилам ст. 184 УПК РФ;

- допросить лицо органом дознания или следователем;

- составить протокол задержания в срок не более трёх часов с момента доставления лица в орган дознания или в органы предварительного расследования. В протоколе указываются дата, время его составления, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска, если таковой имел место и другие обстоятельства его задержания. Кроме того, в протоколе должна быть отметка о том, что подозреваемому, разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. Протокол задержания подписывается лицом его составившим и подозреваемым;

- сообщить прокурору в письменном виде о произведённом задержании в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого;

- уведомить не позднее 12 часов с момента задержания кого-либо из близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии, других родственников. В случае задержания:

· военнослужащего должен быть уведомлён командир воинской части;

· сотрудника органов внутренних дел – начальник органа, в котором проходит службу задержанное лицо;

· члена общественной наблюдательной комиссии – секретарь общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия;

· гражданина или подданного другого государства – посольство или консульство этого государства.

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производится, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним лицом.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок задержания. Кроме того, подозреваемый подлежит освобождению по постановлению следователя или дознавателя, если:

- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

- задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдаётся справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, место и основания освобождения.

В настоящее время вопрос о задержании подозреваемых в лице осуждённых лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы при совершении этими лицами преступлений, остаётся открытым и дискуссионным. Думаем, что задержание, как меру уголовно-процессуального принуждения, к осуждённым лицам, совершившим преступления на территориях ИУ, применять нецелесообразно, так как они должны задерживаться в рамках уголовно-исполнительной деятельности, путём проведения режимных и оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому под задержанием осуждённого лица в ИУ предлагается понимать – совокупность режимных, оперативно-розыскных мероприятий, применяемых специально уполномоченным субъектом к осуждённому, совершившему преступление на территории исправительного учреждения, в случаях, если это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевший или очевидцы указывают на данное лицо, как на лицо совершившее преступление; когда на осуждённом лице или его одежде, при нём либо в месте его нахождения будут обнаружены явные следы преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: