Цели:
• создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
• помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
• ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы: легкий мячик из резины или теннисный мяч.
Время: 20—30 мин.
Ход упражнения
Правила этой игры очень просты. Тренер начинает предложение, а заканчивает его тот участник, кому тренер бросает мяч. Например:
Тренер: Я пришел сегодня на встречу группы с желанием (бросает мяч участнику А.)...
А.: (ловит мяч и продолжает) получить удовольствие от игры (бросает мяч участнику Б.).
Б.: (продолжает ту же цепочку ответов, которая была задана в предложении тренера)... познакомиться с теми людьми, с кем еще не удалось поработать вместе во время прошлых встреч (бросает Г.).
Г.: попытаться принять участие в тренинге, а не смотреть на работу группы со стороны.
Когда тренер хочет сменить ключевое предложение, он дает команде знак, получает от участников мяч и по своему усмотрению либо сам дает актуальное для него завершение предложения, либо избегает включенности в игру, задавая новое предложение-ключ.
|
|
Можно предложить следующие предложения-ключи:
- Я радуюсь, когда...
- Мне хотелось бы, чтобы группа...
- Я горжусь собой, если...
- Я думаю, что друг- это...
- Когда я участвую в тренинге, я понимаю,что...
- Я радуюсь, когда слышу...
- Мне не хотелось бы чувствовать себя...
- Жизнь удалась, если...
- Настоящий интеллигент — это тот, кто...
- Самое страшное в жизни — это...
- Мне ужасно смешно, если...
- Я очень люблю...
- Мне трудно заставить себя...
- Терпеть не могу, когда...
Завершение
По-видимому, это упражнение не требует послесловия. Все же стоит коротко обменяться мнениями о самых необычных ответах и о том, что запомнилось в реакциях товарищей.
В кругу проблем...
Цели:
• обратить внимание игроков друг на друга, объединив их для решения задач в условиях партнерских отношений, способствовать интеграции группы за счет постоянного участия в совместной деятельности;
• включить участников тренинга в активное соревнование, переключая их внимание с рефлексии на «здесь и теперь», на актуальное партнерство для достижения групповой цели;
• стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения, совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.
Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: 5 стульев. Время: 30-45 мин.
Ход упражнения
Группа рассаживается в два круга. Первый круг -малый, внутренний. В нем 5 стульев. На четыре из них приглашается стартовая четверка участников. Один стул в этом малом кругу в ходе игры будет свободным — его будут занимать новые участники.
|
|
Вокруг этих стульев рассаживается остальная команда, образуя зрительский круг.
Тренер сообщает команде, что вскоре ей предстоит сыграть против него. Целью игры является аргументированная победа в групповой дискуссии на заданную тему. Дискуссия проходит в малом кругу среди игроков стартовой четверки. В любой момент обсуждения из большого — зрительского круга — в малый круг на свободный стул может сесть тот, у кого появи-
лись новые аргументы для спора. В то же время любой из стартовой четверки может пересесть на освободившееся место в большом круге. Жесткий закон игры говорит о том, что участвовать в разговоре можно лишь находясь в малом круге. Любые реплики, реакции из большого круга (в том числе и требования освободить место в малом круге) наказываются штрафными очками. Кроме того, в игре постоянно находятся, как минимум, 4 человека, как максимум — 5 игроков (если занят и свободный стул), т. е. форум большого круга несет ответственность за выполнение этого закона.
Для каждой темы, которую дает тренер, определяется время для дискуссии,как правило, 3-5 мин. Затем по сигналу тренера (свисток, гонг, хлопок в ладоши) дискуссия прекращается, и начинается обсуждение того, насколько полной, логической, убеждающей была аргументация малого круга. Если ответ положительный, значит, победа засчитывается команде, отрицательный (или большое количество штрафных очков) — тренеру.
Завершение: обсуждение игры.
Кто из игроков сумел проявить в полной мере свои риторские способности? В чем это выражалось, на ваш взгляд? Чем объяснить успехи и неудачи группы в ходе соревнования? Какие из аргументов показались вам наиболее удачными? Кто из участников малого круга запомнился вам как ритор, умеющий максимально реализовать не только свои логические способности, но и:
- умением владеть языком жестов и мимикой;
- метафоричностью и эмоциональностью речи;
- парадоксальностью мышления? (86:)