Дружеская пародия

Цели:

• передать и получить обратную связь, которая касается типичных невербальных проявлений в общении;

• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации;

• обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения;

• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на партнере.

Размер группы: оптимальный размер группы -12-15 человек, иначе упражнение может затянуться. Ресурсы: стулья для всех участников группы. Время: 10-20 мин.

Ход упражнения

Мы провели вместе уже достаточно много времени. Надеюсь, что доверительные дружеские отношения, сложившиеся между вами, позволят с улыбкой и пользой провести следующую игру. Называется она «Дружеская пародия». Пародия — потому что вам придется продемонстрировать группе характерные невербальные знаки, привычки, штампы, которые удалось подсмотреть у своих товарищей. Группа же после вашего показа должна будет назвать человека, кому пародия адресована. Ну, а слово «дружеская» подчеркивает очень важный элемент игры: пародия на товарища по группе — это улыбка, а не саркастический смех, это уважительное указание на штампы поведения, которые, возможно, трудно определить самому, без подсказки.

Посмотрите на товарищей по группе, выберите объект для пародии и подготовьтесь к показу. Через 10 мин. я приглашаю всех собраться для показа заданий.

Завершение: обсуждение игры.

Проверяем, насколько наблюдательны и артистичны были участники игры. Удалось ли им не обидеть друг друга? Осталась ли пародия дружеской шуткой или кто-то воспринял ее с обидой. Почему?

«Не дыши в затылок

Помните: лучшее, что вы можете сделать, находясь за спиной человека, это ласково потрепать его по плечу.

3. Зиглар. Умение добиваться успеха

Цели:

• интенсифицировать внимание на партнере;

• дать возможность посмотреть на себя со стороны, глазами товарищей, скорректировать привычное отношение к самому себе.

Размеры группы: нет ограничений.

Ресурсы не требуются.

Время: 20-30 мин.

Ход игры

Всегда интересно взглянуть на себя со стороны глазами окружающих. Называется это — получить обратную связь — оценку, комментарии, отношения, связанные с нашими поступками, взглядами, словами, с нашим внешним видом, в конце концов. Эту обратную связь, или фидбек (от англ. feedback) можно получить в любом виде: устном, письменном, вербальном, невербальном и т.д.

Сейчас мы попробуем посмотреть на себя глазами товарищей и получить некую бессловесную дружескую обратную связь.

Кто готов первым рискнуть? Аплодисментами встречаем самого смелого!

Теперь — о правилах игры. Наш ведущий игрок становится посередине комнаты. Перед ним — два участника тренинга, которые будут выполнять роль зерка-

*Авторская разработка игры — Г. И. Марасанов. См.: Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг.

ла. Ведущий может сам выбрать двух человек, на контакт и взаимопонимание с которыми он рассчитывает и которые, по его мнению, обладают неплохими артистическими способностями и навыками невербальной коммуникации. Следующий этап: ведущий закрывает глаза, а в это время за его спиной появляется кто-то из членов группы, на которого я укажу. Он-то и будет «дышать в затылок», попросту говоря — действовать за спиной нашего ведущего. Когда этот неопознанный игрок займет стартовую позицию за спиной у ведущего, тот сможет открыть глаза и попытаться определить, кто же находится за его спиной. Для этого ведущий должен смотреть на «зеркало», а два актера будут мимически и пантомимически изображать человека, находящегося позади, — что его характеризует, как он выглядит, что он делает в данную минуту… Если они работают успешно и тайный игрок опознан, то на роль ведущего приглашается следующий участник. В случае ошибки ведущий вправе заменить одного из «зеркала», тогда на освободившееся место заступает бывший тайный игрок.

Завершение

Обсуждаем, как воспринимали себя тайные игроки, видя свое отражение в «живом зеркале». Какие особенности поведения, характера, внешности товарищей бросались в глаза при показе, какие стали неожиданным открытием?

Хорошо бы до начала следующего упражнения предложить участникам группы поделиться мыслями, сомнениями, опасениями по поводу получения обратной связи.

Почему бы, например, не предложить им для снятия напряжения позитивный мозговой штурм — найти и записать на доске или флип-чарте хотя бы 5 при-

чин для того, чтобы быть готовым получить от товарищей по группе или других людей обратную связь.

Если задание вызовет затруднения, стоит обратиться за помощью к соображениям Сью Бишоп — сертифицированному тренеру-консультанту, автору учебных тренингов в условиях организационных изменений и развития.

ЗйУ\1ЛСК1Л НИ М(МЯХ

Бишоп Сью. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.

«Преимущества обратной связи можно взять из семейных, социальных и профессиональных ситуаций. Среди них возможны следующие:

* Повышение самооценки.

* Возможность узнать о том, как улучшить собственную эффективность.

* Изучение мнения других о сильных сторонах своей личности.

* Получение мнения других о своих недостатках и слабостях.

* Подтверждение правильности того, чем занимается человек.

* Оценка сфер, требующих улучшения.

* Проверка того, совпадает ли восприятие человеком самого себя с восприятием его окружающими.

* Изучение альтернативных способов поведения.

* Определение того, какие установки могут нуждаться в совершенствовании.

* Переоценка того образа, который человек транслирует другим» (с. 115-116).

И еще…

«Оставляйте другому человеку свободу выбора. Каждый человек имеет право принять или отвергнуть обратную связь, право самому оценивать свое поведение и право защищать свои права. Решение следовать вашим советам или не следовать им принимаете не вы.

Не требуйте изменений. Вы не должны навязывать другому человеку свои мнения, установки или убеждения… Грамотная, конструктивная обратная связь предоставляет людям новую информацию о них самих. Если они захотят, они могут принять ее к сведению и в дальнейшем действовать в соответствии с ней.

Сосредоточьтесь на поведении. Целью критики должно стать поведение человека, а не он сам.

Понимание. Следите за тем, правильно ли вас понимает собеседник.

Изменения. Отдавайте себе отчет в том, что после вашей обратной связи ничего может и не измениться. Также помните о том, что изменения могут произойти. Как бы профессионально вы ни излагали критические замечания, всегда остается возможность того, что ваш собеседник почувствует боль или раздражение и в результате этого изменятся ваши отношения. Вам необходимо взвешивать все «за» и «против», связанные с отказом от предоставления обратной связи…» (с. 122-123).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: