Высокая школа
ГИПНОЗА
Гипноз — самогипноз Практическое руководство
МОСКВА
«КРОН-ПРЕСС»
Краткий очерк истории гипноза
Древнейшая практика гипноза
Гипноз, наверное, возник еще на заре человечества. По крайней мере, клинописные таблицы, найденные в долинах Евфрата и Тигра, убедительно свидетельствуют, что самый древний народ на Земле — шумеры — уже в четвертом тысячелетии до н.э. знали гипноз и умели им пользоваться.
Шумеры
В знаменитой школе Эрек, где готовили будущих священнослужителей, с незапамятных времен хранится манускрипт. Его переписывали много раз, и благодаря этому фрагменты рукописи дошли до наших дней, В этом произведении мы находим неопровержимые свидетельства того, что уже в те времена священнослужители, которые были посвящены в таинства врачевания, вылечивали больных, внушением погружая их в целительный сон. Уже тогда были известны три ступени гипнотического состояния, которые различают и в наши дни: легкий, средний и глубокий гипноз.
|
|
Индия
В самой древней священной книге индусов, написанной га санскрите, «Законы Ману» также приводятся случаи излечения посредством гипноза. Здесь различали: сон наяву, сон со сновидениями и сон,
КУР1 II ИШРВАЙН
приносящий удовольствие. В различных вариантах описаний техники йоги самогипноз вес еще играет большую роль.
Египет
В Древнем Египте гипноз также применялся в терапевтических целях. На так называемом папирусе Эберса, которому три тысячи лет, описаны методы гипноза, с помощью которых врачи лечили людей. Применяемые методы очень сходны с теми, которые известны в наши дни. Египетские жрецы одновременно исполняли роль народных врачей.
Чтобы ввести больного в гипнотическое состояние, они держали у него перед глазами блестящие металлические диски. Глаза от этого уставали, что способствовало погружению в гипнотический сон. В данном случае мы имеем дело с элементами того, что в настоящее время называют техникой фиксации. Использовалось и наложение рук на больного в сочетании с соответствующим внушением... В одной древней рукописи говорится: «Положи на него руку, скажи, что боль исчезает, и она уйдет».
Тогда существовали храмы, в которых больные, ищущие помощи богов, могли забыться во сне. Известен был храм Сераписа в Канопе и храм богини Исиды.
Греция
Греки называли гипноз храмовым сном. Больные, которые приходили в храм, в течение некоторого времени должны были соблюдать определенную диету. Подготовка непосредственно к лечению продолжалась в ароматических ваннах и ритуальных омовениях.
После этого священнослужитель рассказывал больному о разных случаях излечения, настраивая его на предстоящее событие и повышая напряжение ожидания. Только потом больные укладывались в храме спать.
|
|
ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА
Во время сна жрец нашептывал больному в ухо определенные слова, чтобы активировать его собственные возможности к излечению под воздействием всей атмосферы в храме. Перед этим больные должны были дать клятву, что будут неукоснительно следовать всему, что открыли им во сне боги.
Особое значение и чудотворное действие приписывались атмосфере храмовых помещений. По пробуждении жрецы толковали сны, привидевшиеся больному, и еще раз настойчиво советовали ему следовать во всем советам богов.
Однако в те времена, как и сейчас, существовали больные, которые не засыпали и не поддавались гипнозу. Для такого рода людей существовали жрецы-медиумы — впадая в транс, они устанавливали контакт с богами.
В знаменитом храме в Дельфах, посвященном Аполлону, на золотом треножнике, установленном над трещиной в скале, из которой подымались нары, сидела жрица. Под действием Пвров она впадала в транс и в этом полубессознательном состоянии вещала спрашивающему, что говорят ему боги.
В других храмах состояние транса вызывало ритуальное сожжение некоторых видов трав.
Таким образом, мы видим, что и шумеры, и египтяне, и древние греки, а также персидские маги и йоги из Индии активно пользовались гипнозом.
Древний Рим
Римлянам также были известны способы, с помощью которых больным и алчущим совета обеспечивали контакт с богами. Даже философы пользовались силой внушения. Так, например, римский поэт Порфирий, живший во II веке н.э., сообщает о научном споре между философами Плотином и Олимпием. Точнее говоря, в спор вступили ученики обоих философов, и каждый утверждал, что знает больше другого. Тогда Плотин вызвал Олим-
III КУРТ ТЕППЕРВАЙН
пия и предложил показать, насколько каждый из них сведущ в «магических искусствах», причем это следовало сделать в присутствии соперничающих учеников. Плотин подошел к Олимпию и в течение нескольких минут пристально смотрел ему в глаза, а потом сказал громко, так, что слышали все окружающие: «Глядите, тело Олимпия сложится сейчас, как кошелек». Олимпий почувствовал резкую боль и признал, что Плотин обладает большей силой.