Древний Рим. Гипноз — самогипноз Практическое руководство

Высокая школа

ГИПНОЗА

Гипноз — самогипноз Практическое руководство

МОСКВА

«КРОН-ПРЕСС»



Краткий очерк истории гипноза

Древнейшая практика гипноза

Гипноз, наверное, возник еще на заре человече­ства. По крайней мере, клинописные таблицы, най­денные в долинах Евфрата и Тигра, убедительно свидетельствуют, что самый древний народ на Зем­ле — шумеры — уже в четвертом тысячелетии до н.э. знали гипноз и умели им пользоваться.

Шумеры

В знаменитой школе Эрек, где готовили буду­щих священнослужителей, с незапамятных времен хранится манускрипт. Его переписывали много раз, и благодаря этому фрагменты рукописи дошли до наших дней, В этом произведении мы находим нео­провержимые свидетельства того, что уже в те вре­мена священнослужители, которые были посвящены в таинства врачевания, вылечивали больных, вну­шением погружая их в целительный сон. Уже тогда были известны три ступени гипнотического состоя­ния, которые различают и в наши дни: легкий, средний и глубокий гипноз.

Индия

В самой древней священной книге индусов, на­писанной га санскрите, «Законы Ману» также при­водятся случаи излечения посредством гипноза. Здесь различали: сон наяву, сон со сновидениями и сон,




КУР1 II ИШРВАЙН


приносящий удовольствие. В различных вариантах описаний техники йоги самогипноз вес еще играет большую роль.

Египет

В Древнем Египте гипноз также применялся в терапевтических целях. На так называемом папирусе Эберса, которому три тысячи лет, описаны методы гипноза, с помощью которых врачи лечили людей. Применяемые методы очень сходны с теми, которые известны в наши дни. Египетские жрецы одновре­менно исполняли роль народных врачей.

Чтобы ввести больного в гипнотическое состоя­ние, они держали у него перед глазами блестящие металлические диски. Глаза от этого уставали, что способствовало погружению в гипнотический сон. В данном случае мы имеем дело с элементами того, что в настоящее время называют техникой фикса­ции. Использовалось и наложение рук на больного в сочетании с соответствующим внушением... В одной древней рукописи говорится: «Положи на него руку, скажи, что боль исчезает, и она уйдет».

Тогда существовали храмы, в которых больные, ищущие помощи богов, могли забыться во сне. Известен был храм Сераписа в Канопе и храм богини Исиды.

Греция

Греки называли гипноз храмовым сном. Боль­ные, которые приходили в храм, в течение некото­рого времени должны были соблюдать определен­ную диету. Подготовка непосредственно к лечению продолжалась в ароматических ваннах и ритуальных омовениях.

После этого священнослужитель рассказывал больному о разных случаях излечения, настраивая его на предстоящее событие и повышая напряжение ожидания. Только потом больные укладывались в храме спать.


ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА



Во время сна жрец нашептывал больному в ухо определенные слова, чтобы активировать его соб­ственные возможности к излечению под воздействи­ем всей атмосферы в храме. Перед этим больные должны были дать клятву, что будут неукоснительно следовать всему, что открыли им во сне боги.

Особое значение и чудотворное действие при­писывались атмосфере храмовых помещений. По пробуждении жрецы толковали сны, привидевшие­ся больному, и еще раз настойчиво советовали ему следовать во всем советам богов.

Однако в те времена, как и сейчас, существова­ли больные, которые не засыпали и не поддавались гипнозу. Для такого рода людей существовали жре­цы-медиумы — впадая в транс, они устанавливали контакт с богами.

В знаменитом храме в Дельфах, посвященном Аполлону, на золотом треножнике, установленном над трещиной в скале, из которой подымались нары, сидела жрица. Под действием Пвров она впадала в транс и в этом полубессознательном состоянии вещала спрашивающему, что говорят ему боги.

В других храмах состояние транса вызывало ри­туальное сожжение некоторых видов трав.

Таким образом, мы видим, что и шумеры, и египтяне, и древние греки, а также персидские маги и йоги из Индии активно пользовались гипнозом.

Древний Рим

Римлянам также были известны способы, с помощью которых больным и алчущим совета обес­печивали контакт с богами. Даже философы пользо­вались силой внушения. Так, например, римский поэт Порфирий, живший во II веке н.э., сообщает о научном споре между философами Плотином и Олимпием. Точнее говоря, в спор вступили учени­ки обоих философов, и каждый утверждал, что знает больше другого. Тогда Плотин вызвал Олим-


III КУРТ ТЕППЕРВАЙН

пия и предложил показать, насколько каждый из них сведущ в «магических искусствах», причем это следовало сделать в присутствии соперничающих учеников. Плотин подошел к Олимпию и в течение нескольких минут пристально смотрел ему в глаза, а потом сказал громко, так, что слышали все окружающие: «Глядите, тело Олимпия сложится сейчас, как кошелек». Олимпий почувствовал рез­кую боль и признал, что Плотин обладает большей силой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: