Профессор Эрнст Кречмер сделал попытку классифицировать весь процесс гипноза, основываясь на научно доказанных факторах воздействия:
1. Расслабление. Для того чтобы иметь возможность воспринять последующее внушение, пациент должен мысленно отвлечься от всех внешних раздражений, расслабиться.
2. Концентрированный взгляд. Пациент должен напряженно глядеть на какой-либо предмет, расположенный близко перед глазами. Таким образом, если в предшествующей фазе он отвлекся от внешних раздражителей, то теперь концентрирует внимание на какой-либо точке.
3. Определенные ассоциации: за счет постоянных повторений пациент привыкает отвечать идентичными реакциями на определенные раздражения либо слова. За счет этого врач достигает всякий раз заданного стереотипа поведения пациента на основе соответствующих раздражений, исключая тем самым фактор неопределенности в поведении больного.
4. Гипноз как таковой: его целью является углубление специфического состояния сна, которое мы называем гипнозом, и проникновение задуманного внушения в подсознание пациента. Профессор Кречмер работает при этом с определенными образами, взятыми из багажа представлений и переживаний пациента, которые должны быть описаны как можно более пластично
ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 109
и зримо. Вначале берутся образы из юности пациента — чтобы достичь соответствующего настроения, а потом те образы, которые более всего подходят поставленной задаче. Профессор Кречмер требует при этом активного сотрудничества от пациента.
5. Поддержка: некоторые люди боятся перемены обстановки, даже если им этого хочется. Им нужно помочь — сигналом или коротким приказом. Профессор Кречмер считает, что короткие приказы, звучащие в резкой форме, как правило, принимаются подсознанием в обход логике и контроля со стороны сознания, почти рефлекторно.
Благодаря такой четкой разбивке процесса гипноза на отдельные составляющие и на привлечение пациента к активному сотрудничеству, получается действенное партнерство врача и пациента, так необходимое при гипнозе, но достигаемое и в наши дни не всеми.