Философия Древнего Китая

Три главных философии – это конфуцианство, даосизм и буддизм.

Можно разделить историю философии Китая на три главных фазы:

1. Древний период (до 200 г. до н.э.), большое количество школ (сто) соперничающих.

2. Конфуцианство, даосизм и начало буддизма.

3. Неоконфуцианство (960 – 1912): реакция на буддизм, возрождение конфуцианства.

Главными течениями – это даосизм и конфуцианство. Они постоянно противоречили и взаимодействовали. Даосизм – это концепция круговорота.

“Книга Перемен” гласит: “Когда идет холод, приходит тепло, и когда приходит тепло, идет холод”. Этот принцип развития и отрицания важен как для конфуцианства, так и даосизма.

Одной из первых попыток описать «Сто школ» были “Исторические записки” “Ши-цзы” Сыма Цяня, Он разделил все на 6 главных школ.

1. Школа ЖУ (конфуцианская) вела свое происхождение от книжников

2. Инь-ян развивалась космологами

3. Моизм связан с войнами

4. Представители даосизма произошли от отшельников

5. Школа мин (школа имен)

6. Школа легистов произошла от “людей закона”

Школа инь-ян, основывается на двух принципах, которые управляют Вселенной. Инь – пассивное женское начало, ян – активное мужское. Они оба постоянно взаимодействуют, чтобы создать все существующее. Ян изначально означает свет, а инь – тьму или его противоположность.

Эти идеи позже соединились со знаменитой Ицзин “Книгой перемен”.

ЖУ – школа книжников, а также как конфуцианство. Конфуций (Кун фу-цзы) (552-479 до н.э.). Это школа самая влиятельная, ставила в центр человеколюбие и справедливость. Центральный вопрос состоял в том, каким образом человек может самоутвердиться и достичь величия на Земле.

6 классических книг: Книга перемен, Музыка, Книга Од, Весна и осень, Ритуалы и обычаи, Книга анналов.

Конфуций написал “Суждения”, где утверждал о благородности и образованности.

О Познании Конфуций сказал: “Если, сохраняя прежнее, человек может дать понимание нового, он предназначен быть учителем”. Он избрал четыре главных направления своего обучения: поведение, культура, лояльность и твердость веры.

Для конфуцианцев существовало 3 главных принципа:

1. жэнь, человеколюбие (доброта, праведная жизнь)

2. Ли, этикет (правила)

3. Чжи, праведность (надлежащее поведение)

Чтобы достичь жэнь, человек должен достойно поддерживать отношения с людьми, особенно в 5 парах социальных ролей: между отцом и сыном, правителем и министром, старшим и младшим братом, мужем и женой, между друзьями.

Негативный и позитивный ЖЭНЬ. Не делай другим того, чего не желаешь себе сам. – это шу, или негативная сторона жизни. Делай другим то, чего ты желаешь себе – это чжу, или позитивная сторона. Итак, следовать жэнь – значит, использовать и чжу и шу.

Ученик Конфуция, Мэн-цзы (371-289 до н.э.) развивал конфуцианство. Он говорил о существовании трех теорий: Все люди добры и злы; Люди не добры и не злы; Некоторые добры, а некоторые злы.

Он утверждал, что все мы рождаемся с чувством жэнь (гуманности), и (справедливости), ли (благонравие), чжи (мудрость). Семья – это микрокосмос государства.

Школа имен. Эти философы интересовались значением имен. Конфуций определил это как “выправление имен, правильно называть тот или иной предмет. Проблема состоит в отношениях между мин (наименование) и ши (действительностью. Поиск универсалий, или то, каким образом в языке обозначаются явления. Одни из наиболее известных Гунсунь Лун написавший знаменитое “Рассуждение о белой лошади”.

Школа Моизма. Основанная на работах Мо-цзы. Мо критиковал Конфуция. Мо представлял класс воинов, которые должны сражаться. В самой книге 9 глав были посвящены тактике борьбы.

Мо говорил, что Конфуций ошибался в четырех главных пунктах.

  1. Конфуцианцы не верили в духов и богов.
  2. Конфуцианцы считали, что человеку следует оплакивать родителей в течении 3 лет, что отнимает его время и энергию
  3. Они любили Музыку, а это трата времени
  4. Вера в судьбу, что делали их ленивыми.

Философия Мо была практичной, общедоступной формулой – “давайте возьмемся вместе”.

Моисты особенно не любили даосистов за их пристрастие к потустороннему и отчуждению от практического знания.

Фа-Цзя, или школа легистов. Данная школа отстаивала права закона. Необходимо создать юридический кодекс. Они не верили нравственному закону. (одним из них был Хань Фэй-цзы)

Школа ДАО. Даосизм, или дао-цзя – школа пути и его силы. “Дао дэ цзин” (Путь к силе), Лао-цзы написал ее за одну ночь. Слово “Дао” означает “путь”, или универсальный путь. Эта сила которая управляет Вселенной. Или, как говорится в “Дао дэ цзин”: Дао дает рождение Одному, Дао дает рождение Двум, Дао дает рождение Трем, Три дает рождение всему. Принцип “недеяния” они назвали у-вэй.

Одни из ранних даосов, Ян Чжу, сказал, что он не променял бы право управлять всем миром за один волосок на своей макушке. Наша жизнь принадлежит нам, и ее блага значит для нас очень много. Истинное знание есть знание основы вещей, путь Дао. Одна из главных тем даосизма – это идея у-вэй, или “недеяния”, точнее “ничего не переделывать”. Следовать пути Дао, пользоваться силой Дао (Дэ) – это значит придерживаться у-вэй. Еще одним великим пропагандистом даосизма стал Чжуан-цзы, который был отшельником. Надо жить согласно природе. Он много рассуждал о смерти, страхе и беспокойстве. Если человек способен отделить эмоции от рассудка, тогда страх и скорбь не будут более необходимы.

Высший из мудрецов Дао тот, кто прошел через эмоции, земные привязанности и развлечения и во всем един с Дао, безличным небытием. Поскольку Вселенная никогда не перестает существовать, а я являюсь частью Дао Вселенной, то я тоже никогда не перестаю существовать.

В Китае находились две наиболее влиятельные буддистские школы: чань и Срединный путь.

Чань особенно подчеркивал роль медитации и обучения. Идея кармы – “Е”, все еще остается центральной в китайском буддизме. Как бы избавиться от невежества. Буддизм принес в китайскую философию идею Высшего разума. Сочувствие ко всем вещам и людям.

Неоконфуцианство. Ци, великая гармония. Философ Чжан Цзай (1020-1077)(Книга: Правильный путь для начинающих) говорил о Ци (раньше оно понималось как газ или эфире) как основа субстанциональной Вселенной. Он доказывал, что путота не является абсолютным вакуумом, что ци рассеяно так, что остается невидимым. Если признать, что пустота, это Ци, то поймешь, что Ву (небытия) не существует. Одним из очень известных отрывков: “Поскольку все вещи во Вселенной состоят из ци, то все люди и прочие предметы являются всего лишь частью этого огромного тела”

Идея – это ли, а материя – это ци.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: