Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе высшего образования можно
представить следующей таблицей (см. табл. 1).
Связь педагогических технологий с социальным заказом
Элементы инновационных педагогических технологий | Факторы современного социального заказа системе высшего образования |
1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: «студент – субъект образования: индивид – личность – человек». | Целостное восприятие окружающего мира как «био- социо-дух» и ощущение единства с ним, формирова-ние в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры. |
2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе. | Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий). |
3. Использование при состав-лении программ технологии структурирования содержания по модульной системе. | Овладение культурой системного подхода в cоциаль-ной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией «человек свободный» в условиях выбора; преодоление линейного догмати-ческого мышления, овладение культурой планетар-ного мышления. |
4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе. | Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях. |
5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой. | Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни. |
6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования. | Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией «горизонтальных» коммуникаций. |
Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентиро-ванное новшество, которое осуществляется на 3-х уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
|
|
На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. Как правило, они являются следствием изменений, происходящих в обществе (стране, мире, социуме). Смена индустриальной цивилизации на постиндустриальную меняет запросы общества во всех сферах жизни, и меняет тем самым тип культуры (см. рис. 1).
|
|
наука
искусство
образованность нравственность
религия
Культура гражданственность право
государственность
цивилизация хозяйство
техника
Рис. 1.Слагаемые культуры
На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. В основном речь идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить 4 типа учебных заведений как средних, так и высших: элитарные учебные заведения, конъюнктурные учебные заведения, экспериментальные и традиционные учебные заведения.
Ключевые различия между ними можно охарактеризовать с помощью 2-х показа-телей: а) доминирующие в данной педагогической системе ценности (групповые или индивидуальные); б) форма контроля деятельности обучаемых.
Модель выглядит следующим образом:
Рис. 2. Различия между учебными заведениями
На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания либо отдельного курса, либо блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработ-ку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку но-вых технологий, новых форм и методов обучения.
На любом из уровней инновацию можно рассматривать как теоретически обосно-ванное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. На любом из уровней инновация развивается в 4 этапа:
1. теоретический; т.е. обоснование инноваций на основе психолого- педагогического анализа; прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия;
2. организационно-практический;
3. аналитический (обобщение и анализ полученных результатов);
4. внедренческий.
Каждый из этапов имеет свои задачи и содержание. Самым сложным является первый этап, так как педагогические раздумья предполагают владение психолого-педагогической теорией, умение выстроить в единую концепцию свои идеи, обоснование необходимости или неизбежности инноваций, выделение факторов, способствующих внедрению новшества. Этот этап предполагает информационное обеспечение планируе-мого нововведения. Тщательная работа на первом этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс. Второй этап - это создание новых структур, способствующих освоению новшества. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. На третьем этапе надо осознать, на каком уровне осущес-твляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате внедрения нововведения. Если соответствие не состоялось, надо найти ответ на вопрос: почему? Успех на внедренчес-ком этапе зависит от двух факторов: от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество, и от квалифика-ции педагогических работников и руководителей, от их отношения к новациям вообще, от их творческой активности.
Самым распространенным определением технологии обучения является следу-ющее: технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмо-тренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, и эта система обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленной дидактической цели. Последовательность разработки технологии обучения может быть представлена следующей схемой (см. рис. 3).
|
|
Выбор технологии, ориентированной на цель
|
Содержание обучения | Выбор форм обучения | Выбор методов обучения | Выбор средств обучения |
отбор материала; структурирование материала;отбор примеров с доказа-тельствами; отбор заданий на развитие умений и навыков; соотнесение учебно-го материала с про-фессиональными и жизненными ситуациями; | лекции; семинары; лабораторные занятия; экскурсии; СРС; | ИРМО; ППМО; репродуктивные творческие; | книги; дидактические и методические материалы; ТСО; др.оборудование; |
Рис. 3. Последовательность разработки технологии обучения
Целями инновационного образования являются:
- обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;
- создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;
- научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.
Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая
их субъектами образовательного процесса. Их интересы – духовные, интеллектуальные, культурные – служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Антропоцентризм как свойство иннова-ционного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагоги-ческой компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотнос-ти.
Ключевым понятием инновационного образования является понятие «профессио-нализм». Большинство педагогов под профессионализмом понимают:
|
|
- определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;
- способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;
- творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;
- высокий интеллектуально-личностный уровень развития;
- наличие ключевых квалификаций и компетенций.
Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизо-дически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик. Ясно, что оснастить студента реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно. Инновационное же образование ориентированно на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной
динамики.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:
- интенсивное развитие личности студента и педагога;
- демократизацию их совместной деятельности и общения;
- гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
- ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;
- модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способству-ющих формированию инновационного мышления будущего профессионала.