Обоснование педагогических инноваций

Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе высшего образования можно

представить следующей таблицей (см. табл. 1).

Связь педагогических технологий с социальным заказом

Элементы инновационных педагогических технологий Факторы современного социального заказа системе высшего образования
1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: «студент – субъект образования: индивид – личность – человек». Целостное восприятие окружающего мира как «био- социо-дух» и ощущение единства с ним, формирова-ние в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры.
2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе. Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий).
3. Использование при состав-лении программ технологии структурирования содержания по модульной системе. Овладение культурой системного подхода в cоциаль-ной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией «человек свободный» в условиях выбора; преодоление линейного догмати-ческого мышления, овладение культурой планетар-ного мышления.
4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе. Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях.
5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой. Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни.
6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования. Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией «горизонтальных» коммуникаций.

Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентиро-ванное новшество, которое осуществляется на 3-х уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. Как правило, они являются следствием изменений, происходящих в обществе (стране, мире, социуме). Смена индустриальной цивилизации на постиндустриальную меняет запросы общества во всех сферах жизни, и меняет тем самым тип культуры (см. рис. 1).

наука

искусство

образованность нравственность

религия

Культура гражданственность право

государственность

цивилизация хозяйство

техника

Рис. 1.Слагаемые культуры

На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. В основном речь идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить 4 типа учебных заведений как средних, так и высших: элитарные учебные заведения, конъюнктурные учебные заведения, экспериментальные и традиционные учебные заведения.

Ключевые различия между ними можно охарактеризовать с помощью 2-х показа-телей: а) доминирующие в данной педагогической системе ценности (групповые или индивидуальные); б) форма контроля деятельности обучаемых.

Модель выглядит следующим образом:

Рис. 2. Различия между учебными заведениями

На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания либо отдельного курса, либо блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработ-ку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку но-вых технологий, новых форм и методов обучения.

На любом из уровней инновацию можно рассматривать как теоретически обосно-ванное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. На любом из уровней инновация развивается в 4 этапа:

1. теоретический; т.е. обоснование инноваций на основе психолого- педагогического анализа; прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия;

2. организационно-практический;

3. аналитический (обобщение и анализ полученных результатов);

4. внедренческий.

Каждый из этапов имеет свои задачи и содержание. Самым сложным является первый этап, так как педагогические раздумья предполагают владение психолого-педагогической теорией, умение выстроить в единую концепцию свои идеи, обоснование необходимости или неизбежности инноваций, выделение факторов, способствующих внедрению новшества. Этот этап предполагает информационное обеспечение планируе-мого нововведения. Тщательная работа на первом этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс. Второй этап - это создание новых структур, способствующих освоению новшества. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. На третьем этапе надо осознать, на каком уровне осущес-твляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате внедрения нововведения. Если соответствие не состоялось, надо найти ответ на вопрос: почему? Успех на внедренчес-ком этапе зависит от двух факторов: от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество, и от квалифика-ции педагогических работников и руководителей, от их отношения к новациям вообще, от их творческой активности.

Самым распространенным определением технологии обучения является следу-ющее: технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмо-тренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, и эта система обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленной дидактической цели. Последовательность разработки технологии обучения может быть представлена следующей схемой (см. рис. 3).

       
 
 
   


Выбор технологии, ориентированной на цель

Выбор технологии, ориентированной на цель


Содержание обучения Выбор форм обучения Выбор методов обучения Выбор средств обучения
отбор материала; структурирование материала;отбор примеров с доказа-тельствами; отбор заданий на развитие умений и навыков; соотнесение учебно-го материала с про-фессиональными и жизненными ситуациями; лекции; семинары; лабораторные занятия; экскурсии; СРС; ИРМО; ППМО; репродуктивные творческие; книги; дидактические и методические материалы; ТСО; др.оборудование;

Рис. 3. Последовательность разработки технологии обучения

Целями инновационного образования являются:

- обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;

- создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;

- научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая

их субъектами образовательного процесса. Их интересы – духовные, интеллектуальные, культурные – служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Антропоцентризм как свойство иннова-ционного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагоги-ческой компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотнос-ти.

Ключевым понятием инновационного образования является понятие «профессио-нализм». Большинство педагогов под профессионализмом понимают:

- определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;

- способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;

- творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;

- высокий интеллектуально-личностный уровень развития;

- наличие ключевых квалификаций и компетенций.

Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизо-дически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик. Ясно, что оснастить студента реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно. Инновационное же образование ориентированно на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной

динамики.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

- интенсивное развитие личности студента и педагога;

- демократизацию их совместной деятельности и общения;

- гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

- ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

- модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способству-ющих формированию инновационного мышления будущего профессионала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: