Качественное различие инновационного и традиционного обучения

Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) – это гумани-тарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики(деятельности) и может служить основанием для различения практик.

Общеобразовательная школа с ее традиционной педагогической практикой явля-ется государственным учреждением, поэтому цели обучения и воспитания перед педаго-гами и детьми ставит государство в лице министерства образования. Это означает, что школе предписано сформировать "полезного человека-функцию", и для этого ей вменя-ются вполне определенные учебные планы, программы, а также формы и методы работы. Сказанное относится и к педпроцессу в вузах. В любом государственном учебном заведе-нии нормы и формы педагогической деятельности, как отмечает Г.Н. Прозументова, стандартизированы. На рисунке это выглядит следующим образом (см. рис. 4).

Рис. 4. Зависимость массовой школы от госзаказа.

Источником инновационных изменений педагогической практики государственных учебных заведений являются идеи личностного и общественного развития. Поэтому инно-вационные практики - это всегда авторские, персонифицированные школы (см. рис. 5.).

Итак, различие в целе- и формообразовании традиционной и инновационной прак-тик обнаруживается как:

- различие источников возникновения целей и форм;

- различие в природе нормативности;

- различие форм социальной деятельности.

Различие между традиционной и инновационной практиками оказывается еще более заметным, если представить их как разные педагогические системы.

Педагогическая система - это особая форма совместной деятельности педагогов и учеников в рамках педагогической практики. Массовая педагогическая практика имеет черты традиционной системы. Традиционным называют общество, которое существует за счет воспроизводства (традирования) определенных форм жизни, норм, традиций, идеа-лов. При этом дети и взрослые учатся на опыте предшествующих поколений, осваивают и воспроизводят их способы отношения к миру. Педагогическая система, ориентированная

на передачу опыта предшествующих поколений, образцов, норм, традиций, будет назы-ваться традиционной педагогической системой.

В государственной школе и учитель, и его воспитанник отстранены, о тчуждены от выработки целей и форм совместной деятельности, а значит, они вынуждены осваи-вать те педагогические формы, которые специализированы на передаче норм, образцов, традиций (урок). Как отмечает Г.Н. Прозументова, педагог и его воспитанник в этом слу-чае оказываются в иерархических связях: учитель разъясняет, требует, контролирует и оценивает, ученик - слушает, выполняет, воспроизводит, подчиняется.

Традиционная система характеризуется, определенным типом соорганизации: функцио-нально-иерархической зависимостью участников совместной деятельности (= с.д.).

Рис. 5.Различия инновационной и традиционной педагогических практик

Инновационных педагогических систем сейчас существует много, но все они

имеют общий знаменатель: вовлеченность субъектов в целеобразование; исследователь-ская, проектная деятельность педагогов и их воспитанников; индивидуализация функций и субъектов совместной деятельности; появление новых диалоговых форм и оформление

инновационных педагогических практик как саморазвивающихся педагогических систем (см. рис. 7).

Рис. 6.Направление процесса гуманизации обучения инновационного типа

Рис. 7. Различие уровней между традиционными и инновационными практиками на уровне педагогических систем

Отношения между субъектами в инновационной педагогической системе развива-ются по горизонтали, то есть, осуществляются как партнерство, как система взаимодопол-нительных связей.

Отношения в традиционной педагогической системе оформляются как авторитар-ные, поскольку цель системы - создать педагогические ситуации подчинения и приучения учеников, приспособить учеников к системе (см. рис.8)

Рис. 8. Различие между традиционными и инновационными практиками на уровне педагогической деятельности

Таким образом, между инновационной и традиционной педагогическими практика-ми имеется кардинальное различие по трем диагностическим признакам:

- по способам целеобразования;

- по типам педагогической деятельности;

- по способам связи участников совместной деятельности (см. рис. 9).

На рис. 5 было показано, что инновационная школа находится под влиянием госзаказа, даже если она пространственно отделилась от общеобразовательной школы. Поэтому инновационные практики - это всегда практики перехода, движения от испол-нения госзаказа к смысло- и целепорождению, переход от авторитаризма к партнерству, переход от функционально-иерархических связей к взаимодополнительным. Изменение системных оснований практики и особенности субъектов практики порождают столкно-вение традиций и инноваций. Следовательно, любая инновационная практика существует как проблемно-семантическое поле и оформляется в систему через интеграцию дирек-тивно задаваемых целей и возникающих у субъектов идей развития. Эта проблемность и интеграция и характеризуют особенности инновационной практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: