Износ машин в нерабочий период

ХРАНЕНИЕ МАШИН

1. ИЗНОС МАШИН В НЕРАБОЧИЙ ПЕРИОД

2. ВИДЫ И СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ МАШИН

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ХРАНЕНИЯ МАШИН

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН ПРИ ХРАНЕНИИ

5. ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ, ПРИБОРОВ И ОБОРУДОВАНИЯ НА СКЛАДАХ И ОБМЕННЫХ ПУНКТАХ

6. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНСЕРВАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

ИЗНОС МАШИН В НЕРАБОЧИЙ ПЕРИОД

Характерной особенностью эксплуатации машинно-тракторного парка является сезонность ис­пользования машин, постоянное воздействие на них разрушающих атмосферных факторов и агрессивных сред (удобрения, ядохимикаты и др.). Большинство сельскохозяйственных машин используется в течение года от 10...15 до 55...60 дней, а остальное время не работают и подлежат хранению. При длительном хра­нении изменяются размеры и качество материала дета­лей вследствие коррозии, структурных превращений и остаточных деформаций от собственной массы машин.

Кор­ розия металлов — это самопроизвольное их разруше­ние вследствие химического или электрохимического взаимодействия с окружающей средой. По характеру разрушения поверхности или объема металла различа­ют сплошную, местную и избирательную коррозии.

Сплошная коррозия - наименее опасна, так как матери­ал незначительно теряет свои рабочие свойства.

Мест­ная коррозия - характеризуется разрушением отдельных участков поверхности и гораздо опаснее сплошной. К этому виду относятся пятна, язвы, точечная коррозия (питтинг), а также подповерхностная, межкристаллитная и транскристаллитная коррозия.

Пятна - появляются в результате разрушения от­дельных участков поверхности металла на сравнитель­но небольшую глубину.

Язвы — это более глубокие разрушения, проника­ющие в слой металла (например, коррозия стали в грунте).

Точечная коррозия - (питтинг) связана с образованием точечных поражений, перерастающих в сквозные (например, коррозия нержавеющей стали в минеральных удобрениях).

Подповерхностная коррозия - начинается с поверхности, когда защитные покрытия (пленки, лаки и т. п.) разрушены на' отдельных участках. Продукты коррозии оказываются сосредоточенными внутри метал­ла. Обнаружить начало такого разрушения можно только при микроскопическом обследовании. Подповерхностная коррозия часто вызывает вспучивание и расслоение металла.

Межкристаллитная — один из наиболее опасных видов местной коррозии, она не разрушает зерна металла, а продвигается вглубь по их менее стойким границам.

Транскристаллитная — коррозия, рассекаю­щая металл трещиной непосредственно через зерна. При этих видах коррозии конструкции не изменяют внешнего вида, однако металл быстро теряет прочность и пластичность.

Избирательная коррозия - носит специфический ха­рактер. Ей подвержены сплавы, содержащие несколько структурных составляющих.

По типу агрессивных сред, в которых протекает про­цесс разрушения металла, коррозия может быть атмо­сферной, газовой, жидкостной, подземной (в почвах и грунтах) и биологической.

На сельскохозяйственные машины во время работы и хранения воздействуют атмосфера, почва, ядохими­каты, органические и минеральные удобрения. Так, на машины для защиты растений и для внесения жидких удобрений влияет жидкостная и атмосферная коррозия. Почвообрабатывающие машины подвергаются абразив­ному и коррозионному изнашиванию. При этом потери металла в год составляют 1,2...1,4% общего количества активной части металла, используемого в земледелии.

Почвенная коррозия - на машины может воздейство­вать и в нерабочий период, если рабочие органы и другие детали не очищены от почвы и пожнивных ос­татков или хранятся на земле. Поскольку продолжи­тельность хранения сельскохозяйственных агрегатов в несколько раз превышает длительность их использо­вания, то и коррозионные разрушения металлов за время хранения машин, особенно если не соблюдаются правила консервации, могут достигнуть большей вели­чины, чем в период их работы.

Скорость процесса коррозии зависит от агрессив­ности среды, продолжительности ее воздействия, темпе­ратуры воздуха, состояния поверхности металла (соста­ва и структуры защитной пленки), химического состава металла и наличия механических напряжений, особен­ностей конструкции (наличие сварных швов, болтовых и заклепочных соединений, сочетание отдельных эле­ментов, образующих полости или щели, в которых кон­денсируется влага).

На долговечность многих деталей сельскохозяйст­венных машин решающее влияние оказывает не общее коррозионное поражение, а глубина питтинга.

Глубина питтинга, возникающего на незащищенных изделиях, хранящихся в закрытом помещении, состав­ляет 0,015 мм в год и практически не влияет на их долговечность. Глубина же коррозионных поражений изделий из стали, хранящихся на открытой площадке, в три раза, а на поверхности почвы в 14... 15 раз боль­ше.

Атмосферная коррозия деталей сельскохозяйственных машин может увеличиться в 10 раз и более при нали­чии агрессивных сред — минеральных и органических удобрений, ядохимикатов, почвы. Частицы загрязне­ний, оставшиеся после очистки машин, при наличии влаги являются химически активными и ускоряют про­цессы коррозии.

Самые глубокие питтинги образуются при коррозии деталей в нитрофоске и медном купоросе. Из органи­ческих удобрений наиболее коррозионно активны торфонавозощелочной и торфожижевой компосты, наиме­нее— экскременты коров и навоз на их основе, а так­же низинный и верховой торф.

Коррозионные поражения деталей сельскохозяйст­венных машин во время хранения. Незаконсервированные поверхности рабочих органов плугов, сеялок, куль­тиваторов, дисковых борон и других сельскохозяйствен­ных машин в период хранения окисляются и покрыва­ются ржавчиной. Загрязнения на деталях увеличивают коррозию, так как в сочетании с влагой они могут соз­давать активную электрохимическую среду, вызываю­щую интенсивные процессы коррозии. В первую очередь коррозия поражает незащищенные поверхности. В одних случаях она появляется из-за разрушения за­щитной пленки краски (при транспортировке, работе и т. п.), в других — из-за нарушения правил хранения.

Нижние части сельскохозяйственных машин (сошники, опорные катки, ходовые колеса и др.), изготовлен­ные из простых углеродистых конструкционных и мало­легированных сталей, в отличие от деталей, удаленных от почвы и не имеющих контакта с ней, корродируют интенсивнее. Глубина поражения некоторых деталей достигает недопустимо больших размеров. Так, если оси, семенные ящики, защитные кожухи, рамы за год поражаются на глубину 0,02...0,07 мм, то детали рабочих органов и опорных частей, соприкасающихся с поч­вой, — на глубину 0,42...0,44 мм.

Коррозия наиболее опасна для сборочных единиц, работающих при циклических или ударных нагрузках (пружины, пружинные лапы культиваторов, оси, валы и т. д.). Срок службы деталей из-за усталостных разру­шений на практике очень часто сокращается на 40......60%. При анализе изломов, деталей (лап культивато­ра, валов и т. д.) установлено, что началом многих разрушений послужили язвы и питтинг от коррозии.

Старение и другие виды разрушений. Под действи­ем солнечного света (солнечной радиации), кислорода и озона воздуха, а также атмосферных осадков, резких перепадов температуры и механических воздействий детали и сборочные единицы машин, изготовленные изрезины и резинотекстиля, полимерные материалы и ла­кокрасочные покрытия подвергаются процессу старе­ния, то есть разрушению.

Старение — изменение физико-химических свойств материалов в процессе их эксплуатации с течени­ем времени; оно обусловлено процессами деструк­ции, то есть распадом основных цепей макромолекул.

На различных стадиях старения полимерных и резинотекстильных материалов изменяются их свойства: теряется масса, снижается эластичность, уменьшается сопротивление на удар, сжатие и изгиб, повышается твердость, изменяется внешний вид (выцветание, рас­трескивание). При совместном воздействии озона и солнечных лучей резина разрушается наиболее интен­сивно. Неблагоприятное влияние также оказывают по­павшие на детали, изготовленные из резинотекстиля, топливно-смазочные материалы, которые вызывают раз­бухание и размягчение резины. Этим и объясняется быстрый выход из строя не подготовленных к хранению. резиновых шин, прорезиненных ремней, гидрошлангов и других деталей. Из-за нарушения правил хранения срок службы пневматических шин может снижаться в среднем на 10... 15% в год.

Детали из прорезиненной ткани, дерева, текстиля и кожи при повышенной влажности воздуха покрываются плесенью, поражаются микроорганизмами, растрескива­ются, теряют прочность. Основная причина разрушения древесины — гниение.

Текстильные материалы весьма гигроскопичны. По­глощая воду, они изменяют многие механические и физические свойства: плотность, размеры, прочность и т. д.

Вредное и даже разрушающее действие оказывают на неработающие машины и их сборочные единицы длительные статические нагрузки. Напри­мер, крупногабаритные сборочные единицы и агрегаты машин (жатки, подборщики, рамы), не установленные в горизонтальное положение на подставки или стоящие на неровных площадках, подвергаются деформациям (изгибам, перекосам), которые усиливаются под действием скопившейся на них снежной массы. Именно по­этому в некоторых случаях наблюдается деформация рам и платформ жаток, пальцевых брусьев режущего аппарата и др. Статические нагрузки испытывают так­же различные пружинные и регулировочные механиз­мы и сборочные единицы машин. Если на период дли­тельного хранения пружины не ослабить, то они поте­ряют свою упругость.

Таким образом правильное хранение машин имеет исключительно важное значение. Оно позволяет сни­зить разрушающее действие атмосферных осадков и агрессивных сред, увеличивает срок службы машин, снижает затраты на техническое обслуживание и ремонт, способствует повышению производительности и безотказной работы машин.

Организация хранения сельскохозяйственной техни­ки включает вопросы создания и совершенствования производственной базы хранения, специализированной службы машинных дворов, обеспечения хозяйств техно логическим оборудованием, консервационными матери­алами, а также внедрением на машинных дворах про­грессивных форм организации и оплаты труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: