Подъемно-транспортные машины

Классификация перегрузочных машин.

Современные подъемно-транспортные машины по своему конструктивному исполнению и назначению разнообразны. Основные типы машин подразделяются на две группы: машины периодического действия, или грузоподъемные машины, и оборудование, или машины непрерывного транспорта. К первым относятся машины и механизмы периодического (циклического) действия. Это: лебедки, стреловые, мостовые и другие краны, специальные машины – лифты, вагоноопрокидыватели, погрузчики и т.д. Группа машин непрерывного транспорта включает различные конвейеры, элеваторы, пневматические и гидравлические установки, канатные дороги, вспомогательное оборудование и т.п.

Машины обеих групп могут входить в специальные, в том числе комбинированные погрузо-разгрузочные машины и установки: трюмные, вагонные и складские, а также погрузчики периодического и непрерывного транспорта.

Грузоподъемные машины перемещают груз отдельными порциями или штуками, рабочий ход машины чередуется с холостым ходом. Цикл работы машин состоит из отдельных операций:

- захват груза приспособлением;

- перемещение на заданное расстояние (рабочий ход);

- освобождение (разгрузка) груза в указанном месте;

- возврат захватного приспособления за очередной порцией груза (холостой ход).

К важным преимуществам многих грузоподъемных машин (краны, перегружатели) относятся возможность захвата груза в любой точке, находящийся в сфере действия машины, универсальность применения на разных грузах и вариантах их перегрузки. Недостатками являются: непроизводительный ход машины, частые остановки для захвата и укладки груза, повышенный вес и стоимость.

Машины непрерывного действия в отличие от грузоподъемных машин, перемещают груз непрерывным потоком, загружаются и разгружаются без остановки несущего органа; здесь рабочий ход совмещен с холостым. Груз подается непосредственно на движущийся орган или в грузонесущую среду (воздух, вода). Отсутствие частых остановок для захвата груза допускает значительные скорости перемещения груза, определяемые главным образом его целостностью, условием загрузки и разгрузки.

Машины непрерывного транспорта легче по весу и значительно дешевле грузоподъемных машин при сравнимой производительности. Кроме того, они легче поддаются полной автоматизации и в ряде случаев просты в изготовлении.

К недостаткам машин непрерывного транспорта относятся: сложность, а иногда и невозможность изменять направление перемещения груза и положения мест загрузки и разгрузки машины, ограничение перегружаемых видов грузов и вариантов перегрузки. Например, грузоподъемная машина – кран в одинаковой мере применяется для погрузки и разгрузки судов практически с любыми грузами, как угодно перемещаемыми в пространстве, а машины непрерывного транспорта – конвейер, элеватор, пневматическая установка или канатная дорога – только для погрузки (выгрузки) и только для насыпных или мелких штучных грузов по строго определенной трассе.

В морских портах преобладают малины периодического действия, главным образом различные краны и перегружатели, благодаря универсальности применения, высокой маневренности при перегрузке разнообразных грузов.

Другим важным классификационным признаком машин является род источника энергии и привода. В морских портах распространен наиболее экономичный электрический привод на переменном токе. Двигатели внутреннего сгорания, несмотря на сложность устройства и обслуживания, нашли применение там, где требуется повышенная автономность машин и большой радиус их действия. Паросиловые установки встречаются в портах в основном на старых плавучих и некоторых береговых кранах.

Существенное значение для эксплуатации портов имеет подразделение погрузочного оборудования по назначению:

- прикордонные или причальные машины, выполняющие главные операции по передаче грузов между судами и берегом;

- трюмные – для перемещения и укладки грузов в трюмах судов;

- вагонные – для захвата и укладки грузов внутри вагонов;

- складские – для транспортирования грузов между объектами транспорта и грузовых операций на складах.

Последние две категории машин часто называют тыловыми, считая причалы фронтом перегрузочных работ. Кроме этого, имеются плавучие и судовые перегрузочные машины и установки. Они являются обособленными, работающими в пределах акватории порта или монтируются на грузовых либо пассажирских судах. Классификация по назначению является несколько условной, так как некоторые машины (вилочные погрузчики, передвижные краны и др.) могут выполнять разнообразные виды работ на судне, складе, в вагоне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: