Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах истории человеческого общества. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки общества» - обычаи, традиции, в оболочке которых одни и те же нормы могут сохраняться в неизменности веками.
В первобытные времена культурные нормы образуют системы правил, регламентирующих разделение труда в племени, формы отношений между полами, организацию коллективных действий, быта, управления.
Так, у тасманийцев существовала настолько четкая система правил жизни, что она позволяла им обходиться без какой-либо племенной власти — без вождей, старейшин и жрецов. Эти правила определяли отношения внутри тасманийской семьи, насчитывавшей 30-50 членов, границы кормовой области — территории, по которой семья могла кочевать, условия взаимодействия семей в составе племени. По четким правилам организовывались коллективные облавы на кенгуру, в которых принимало участие до 300 человек. Для руководства ими каждый раз выделялся наиболее сильный и опытный охотник племени (после окончания облавы он вновь становился рядовым членом общины, не имеющим никаких привилегий). Охотой на тюленей и опоссума должны были заниматься женцины. На стариков возлагались обязанности по обучению и тренировке мальчиков. Почитание старших было общеобязательным требованием, нарушители которого карались всеобщим презрением. В правила жизни тасманийцев входило также устройство праздников с песнями, танцами и общей трапезой.
|
|
Важнейшую роль в архаических обществах приобретают специфические комбинации культурных норм — обряды, ритуалы, церемонии, которые предписывают стандартные образцы поведения в различных жизненных обстоятельствах. Нередко они отличались большой сложностью.
В южноамериканском племени баронга женщине, потерявшей мужа, надлежало вступить в новый брак с одним из его родственников. Но прежде она должна очиститься от скверны, ставшей ее уделом из-за смерти мужа. Для этого ей надо покинуть стойбище, тайно отдаться какому-то стороннему человеку, вырваться и сбежать от него, после чего она возвращается домой уже освобожденная от своего несчастья, И тогда через некоторое время тот родственник, который — опять же в соответствии с правилами — наследует эту женщину, приносит ей подарок, и она становится его женой. Но дети ее и от первого, и от второго брака будут принадлежать не второму мужу, а сыну первого мужа, кроме родившихся в новом браке девочек. Во всех примитивных племенах большими ритуальными церемониями обставлялись похороны. Обряд похорон обычно требовал сбора всех соплеменников умершего.
|
|
В африканских племенах покойный не мог быть погребен, прежде чем не придут все его сородичи, даже живущие очень далеко. Приходили все — непришедшие навлекали на себя подозрение в колдовстве, вызвавшем смерть. Перед захоронением тела старейшины рода спрашивали: «Должен ли наш умерший брат кому-нибудь кукурузу, земляной орех или еще что-то? Не должен ли ему кто-нибудь из вас? Пусть скажут сейчас и не лгут, чтобы можно бы честно рассчитаться со всеми долгами». Устраивавшаяся затем поминальная тризна как бы символизировала сплоченность рода против хаоса, который поглотил одного из его членов.
Наряду с требованиями, предписывающими что-то сделать, культурные нормы в архаических обществах выражаются также в разнообразных табу — запретах и ограничениях. Табу выступают как средства защиты от возможного вреда, который может быть нанесен племени и его отдельным членам. Под защитой многочисленных табу находятся дети, старейшины, жрецы, вожди. Табу предотвращают нарушения обычаев, с которыми сопряжены ключевые события жизни: брак, роды, приготовление и прием пищи, охота и другие трудовые занятия, религиозно-культовые церемонии. Они охраняют от неосторожного обращения огонь, жилище, орудия труда и другие объекты, имеющие существенное значение в обеспечении существования людей.
У первобытных народов существовали табу племенные, родовые, семейные, индивидуальные. Общеплеменное табу, к примеру, запрещало брак с чужаками. Это было важно для поддержания единства племени. Табу требовало от мужчин, чтобы они не прикасались к женщинам в период менструации, а женщины в этот период не готовили пищу для мужа. Вождь африканского племени был заключен в ограду из строгих табу, как в клетку. Он не должен был сам открывать дверь, ходить босым и касаться какой-либо частью тела земли, спотыкаться, болеть свыше четырех дней, входить в реку, вставать, когда кто-то около него сидел, и т. д. Если он преступал табу, с его ноги снимали сандалию и вынуждали его ступить босой ногой на землю. После этого он считался низложенным. Особенно страшным считалось незамеченное, скрытое, невольное или случайное нарушение табу. Это грозило нарушителю смертью. Проболевшего более четырех дней вождя, если он не умирал сам, должна была отравить его сестра.
Современному человеку многие древние обычаи могут казаться странными и бессмысленными. Бросается в глаза их как будто ничем не мотивированный, случайный характер.
В Уганде женщины почему-то не должны были прикасаться к шкуре антилопы. В Замбии табу запрещало вносить в деревню череп убитого в лесу муравьеда. В Мозамбике и Танзании нельзя было на празднике разжигать огонь от «старого огня».
Но дело в том, что нам плохо известны обстоятельства, которые привели к появлению тех или иных обрядов, ритуалов, табу. Надо иметь в виду, что культурные нормы древних людей были связаны с мифологическими представлениями о мире. Фигурирующие в мифах божества, духи, священные тотемные животные, считавшиеся предками родов, воспринимались как важные действующие лица в жизни человеческого общества. Отношения с ними были для человека столь же реальны, как и отношения с окружающими людьми. По этому сложная и причудливая совокупность обычаев и традиций, в которыебыли окутаны культурные нормы в древних обществах, охватывала как взаимоотношения между людьми, так и взаимоотношения людей с потусторонними силами. Многие таинственные обряды и запреты имели магический характер и были связаны с привлечением или, наоборот, устранением воображаемых сил, рожденных фантазией древнего человека. Жертвоприношения богам, духам предков, священнным животным предназначались для того, чтобы умилостивить их. Зажигание нового огня от старого очага табуировалось потому, что «старый огонь» мог быть заражен недоброжелательными духами. Могилу надо было ограждать частоколом, чтобы помешать духу похороненной выйти из нее.
|
|
В более поздние эпохи древняя мифологическая подоплека обрядов постепенно забывается. Сохраненные издревле народные обычаи зачастую получают символический смысл, связанный с более зрелыми формами религии или с решением задач повседневной жизни.
Символический смысл имеют некоторые ритуалы свадебной церемонии. На Руси, так же как и в некоторых других странах, древний обычай требовал, чтобы в первую ночь новобрачная снимала у мужа сапоги. Этот обычай «изображал покорность, рабское отношение, даже унижение... Из истории мы знаем, что этот обычай был даже во времена Владимира и то, что дочь полоцкого князя не захотела его разуть». На следующий день молодая жена должна была предложить всем гостям, начиная со свекра и свекрови, помыть руки, и поливать им воду из ковша. «В этом простом обряде таится тот смысл, где новобрачная выражает готовность на покорность, услуги и смирение не только перед мужем, но и перед всеми его родственниками».
Однако главную роль в жизни общества играют не столько обряды и ритуалы, имеющие символический смысл, сколько культурные нормы, прямо и непосредственно регулирующие отношения между людьми. Так, упомянутые выше свадебные обряды лишь символически выражают реальные нормы патриархальных семейных отношений, прямо и непосредственно устанавливающие полное подчинение жены мужу.
У русских крестьян общепринятой нормой была «помочь» — взаимопомощь, которую крестьянские семьи оказывали друг другу при уборке урожая и других делах, требовавших концентрации больших трудовых усилий на короткое время. Эта норма была очевидным образом обусловлена климатическими особенностями русской природы с ее долгой зимой и сжатыми сроками проведения сельскохозяйственных работ. «В русских деревнях и селах есть обычай осенние мужские и женские труды обрабатывать сообща или помочами, что имеет ту хорошую сторону, что дела идут успешнее, особенно в тех семействах, где малолюдно, или рабочих сильных и здоровых рук очень мало».Помимо жатвы хлебов, совместно делались полотушки (очистка грядок от сорняков), потрепушка (трепание льна), капустница (рубка капусты). «Помочи» обычно оканчивались угощением. Сходный обычай был в Германии и Франции (при сборе и выжимании винограда).
|
|
Нормы такого рода имеют под собою ясное практическое основание, хотя оно нередко и облекаются в традиционные мифологические одежды. Эти нормы фиксируются как народными обычаями и традициями, так и принципами морали, религиозными заповедями, законодательством.