Содержание культурных норм

Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах истории человеческого общества. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки общества» - обычаи, традиции, в оболочке которых одни и те же нормы могут сохраняться в неизменности веками.

В первобытные времена культурные нормы образуют системы правил, регламентирующих разделение труда в племени, формы отношений между полами, организацию коллективных действий, быта, управления.

Так, у тасманийцев существовала настолько четкая система правил жизни, что она позволяла им обходиться без какой-либо племенной власти — без вождей, старейшин и жрецов. Эти правила определяли отношения внутри тасманийской семьи, насчитывавшей 30-50 членов, границы кормовой области — территории, по которой семья могла кочевать, условия взаимодействия семей в составе племени. По четким правилам организовывались коллективные облавы на кенгуру, в которых принимало участие до 300 человек. Для руководства ими каждый раз выделялся наиболее сильный и опытный охотник племени (после окончания облавы он вновь становился рядовым членом общины, не имеющим никаких привилегий). Охотой на тюленей и опоссума должны были заниматься женцины. На стариков возлагались обязанности по обучению и тренировке мальчиков. Почитание старших было общеобязательным требованием, нарушители которого карались всеобщим презрением. В правила жизни тасманийцев входило также устройство праздников с песнями, танцами и общей трапезой.

Важнейшую роль в архаических обществах приобретают специфические комбинации культурных норм — обряды, ритуалы, церемонии, которые предписывают стандартные образцы поведения в различных жизненных обстоятельствах. Нередко они отличались большой сложностью.

В южноамериканском племени баронга женщине, потерявшей мужа, надлежало вступить в новый брак с одним из его родственников. Но прежде она должна очиститься от скверны, ставшей ее уделом из-за смерти мужа. Для этого ей надо покинуть стойбище, тайно отдаться какому-то стороннему человеку, вырваться и сбежать от него, после чего она возвращается домой уже освобожденная от своего несчастья, И тогда через некоторое время тот род­ственник, который — опять же в соответ­ствии с правилами — наследует эту женщи­ну, приносит ей подарок, и она становится его женой. Но дети ее и от первого, и от вто­рого брака будут принадлежать не второму мужу, а сыну первого мужа, кроме родив­шихся в новом браке девочек. Во всех примитивных племенах большими ритуальными церемониями обставлялись похороны. Обряд похо­рон обычно требовал сбора всех сопле­менников умершего.

В африканских племенах покойный не мог быть погребен, прежде чем не при­дут все его сородичи, даже живущие очень далеко. Приходили все — непришедшие на­влекали на себя подозрение в колдовстве, вызвавшем смерть. Перед захоронением тела старейшины рода спрашивали: «Дол­жен ли наш умерший брат кому-нибудь кукурузу, земляной орех или еще что-то? Не должен ли ему кто-нибудь из вас? Пусть скажут сейчас и не лгут, чтобы можно бы честно рассчитаться со всеми долгами». Ус­траивавшаяся затем поминальная тризна как бы символизировала сплоченность рода против хаоса, который поглотил одного из его членов.

Наряду с требованиями, предписы­вающими что-то сделать, культурные нормы в архаических обществах выра­жаются также в разнообразных табу — запретах и ограничениях. Табу высту­пают как средства защиты от возмож­ного вреда, который может быть нане­сен племени и его отдельным членам. Под защитой многочисленных табу на­ходятся дети, старейшины, жрецы, вожди. Табу предотвращают наруше­ния обычаев, с которыми сопряжены ключевые события жизни: брак, роды, приготовление и прием пищи, охота и другие трудовые занятия, религиозно-культовые церемонии. Они охраняют от неосторожного обращения огонь, жилище, орудия труда и другие объек­ты, имеющие существенное значение в обеспечении существования людей.

У первобытных народов существо­вали табу племенные, родовые, семей­ные, индивидуальные. Общеплеменное табу, к примеру, запрещало брак с чужаками. Это было важно для под­держания единства племени. Табу тре­бовало от мужчин, чтобы они не при­касались к женщинам в период менст­руации, а женщины в этот период не готовили пищу для мужа. Вождь аф­риканского племени был заключен в ог­раду из строгих табу, как в клетку. Он не должен был сам открывать дверь, ходить босым и касаться какой-либо частью тела земли, спотыкаться, бо­леть свыше четырех дней, входить в реку, вставать, когда кто-то около него сидел, и т. д. Если он преступал табу, с его ноги снимали сандалию и вынуж­дали его ступить босой ногой на зем­лю. После этого он считался низложен­ным. Особенно страшным считалось не­замеченное, скрытое, невольное или случайное нарушение табу. Это грози­ло нарушителю смертью. Проболевше­го более четырех дней вождя, если он не умирал сам, должна была отравить его сестра.

Современному человеку многие древние обычаи могут казаться стран­ными и бессмысленными. Бросается в глаза их как будто ничем не мотивиро­ванный, случайный характер.

В Уганде женщины почему-то не дол­жны были прикасаться к шкуре антилопы. В Замбии табу запрещало вносить в дерев­ню череп убитого в лесу муравьеда. В Мо­замбике и Танзании нельзя было на празд­нике разжигать огонь от «старого огня».

Но дело в том, что нам плохо изве­стны обстоятельства, которые приве­ли к появлению тех или иных обря­дов, ритуалов, табу. Надо иметь в виду, что культурные нормы древних людей были связаны с мифологичес­кими представлениями о мире. Фигу­рирующие в мифах божества, духи, священные тотемные животные, счи­тавшиеся предками родов, восприни­мались как важные действующие лица в жизни человеческого общества. Отношения с ними были для человека столь же реальны, как и отношения с окружающими людьми. По этому сложная и причудливая совокупность обычаев и традиций, в которыебыли окутаны культурные нормы в древних обществах, охватывала как взаимоотношения между людьми, так и взаимоотношения людей с потусто­ронними силами. Многие таинственные обряды и запреты имели магический характер и были связаны с привлечением или, наоборот, устранением воображаемых сил, рожденных фантазией древнего человека. Жертвоприношения богам, духам предков, священнным животным предназначались для того, чтобы умилостивить их. Зажигание нового огня от старого очага табуировалось потому, что «старый огонь» мог быть заражен недоброжелательными духами. Могилу надо было ограждать частоколом, чтобы помешать духу похороненной выйти из нее.

В более поздние эпохи древняя мифологическая подоплека обрядов постепенно забывается. Сохраненные издревле народные обычаи зачастую получают символический смысл, связанный с более зрелыми формами религии или с решением задач повседневной жизни.

Символический смысл имеют некоторые ритуалы свадеб­ной церемонии. На Руси, так же как и в некоторых других странах, древний обы­чай требовал, чтобы в первую ночь ново­брачная снимала у мужа сапоги. Этот обы­чай «изображал покорность, рабское отно­шение, даже унижение... Из истории мы знаем, что этот обычай был даже во вре­мена Владимира и то, что дочь полоцкого князя не захотела его разуть». На сле­дующий день молодая жена должна была предложить всем гостям, начиная со свек­ра и свекрови, помыть руки, и поливать им воду из ковша. «В этом простом обря­де таится тот смысл, где новобрачная вы­ражает готовность на покорность, услуги и смирение не только перед мужем, но и перед всеми его родственниками».

Однако главную роль в жизни об­щества играют не столько обряды и ри­туалы, имеющие символический смысл, сколько культурные нормы, прямо и не­посредственно регулирующие отноше­ния между людьми. Так, упомянутые выше свадебные обряды лишь симво­лически выражают реальные нормы патриархальных семейных отношений, прямо и непосредственно устанавлива­ющие полное подчинение жены мужу.

У русских крестьян общепринятой нормой была «помочь» — взаимопо­мощь, которую крестьянские семьи ока­зывали друг другу при уборке урожая и других делах, требовавших концентра­ции больших трудовых усилий на ко­роткое время. Эта норма была очевид­ным образом обусловлена климатичес­кими особенностями русской природы с ее долгой зимой и сжатыми сроками про­ведения сельскохозяйственных работ. «В русских деревнях и селах есть обы­чай осенние мужские и женские труды обрабатывать сообща или помочами, что имеет ту хорошую сторону, что дела идут успешнее, особенно в тех семействах, где малолюдно, или рабочих сильных и здо­ровых рук очень мало».Помимо жат­вы хлебов, совместно делались полотушки (очистка грядок от сорняков), потрепушка (трепание льна), капустница (рубка капусты). «Помочи» обычно оканчивались угощением. Сходный обы­чай был в Германии и Франции (при сборе и выжимании винограда).

Нормы такого рода имеют под со­бою ясное практическое основание, хотя оно нередко и облекаются в тра­диционные мифологические одежды. Эти нормы фиксируются как народны­ми обычаями и традициями, так и принципами морали, религиозными за­поведями, законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: