Как отмечали М. Коул и С. Скрибнер, трудность изучения мышления состоит в том, что исследователи не имеют возможности непосредственно наблюдать, что «происходит» в голове другого человека. Все, что можно исследовать, - это реакции индивидов на предъявляемые стимулы, на основании которых делаются заключения об особенностях когнитивных процессов.
Кросс-культурное изучение мышления - это огромное исследовательское поле, в котором больше всего работали психологи. Представители антропологии привлекались для работы лишь в исследованиях междисциплинарного характера.
Существуют различия в понимании кросс-культурных исследований в психологии и антропологии. Если для психологов, например, кросс-культурным является исследование мышления французских и английских детей, то для антропологов - нет.
Антропологи применяют термин «кросс-культурное исследование» в тех случаях, если испытуемые принадлежат к разным типам культур, например, культура индустриальных обществ (США, Западная Европа) и культура непромышленных обществ (Полинезия, некоторые племена Африки).
Наиболее интересным для детального анализа можетслужить такой аспект познавательной деятельности, который имеет прямое отношение к обучению, а именно интеллект или интеллектуальная деятельность. В психологии изучение данного аспекта породило направление, получившее название измерение интеллектуальных способностей.