Тема 9. Познавательные процессы и культура

Различия в понимании термина, восприятие психологами и ан­тропологами создает определенные сложности в междисциплинарном сопоставлении (Коул М. и Скрибиер С., 1977).

В. психологии noд восприятием понимаются процессыактивной переработки информации сенсорного происхождения, т. е. поступающей от органов чувств.

Заметим, что в антропологическом (и житейском)пониманиислово восприятие часто употребляется в более широкомсмыслекак взгляды на жизнь, мировоззрение и т. п.

К наиболее активно разрабатываемым в настоящее время проблемам влияния культуры на восприятие, по мнению известных специалистов в этой области М. Коула и. С. Скрибнер, относятся следующие:

1. Влияние культуры на восприятие зрительных иллюзий.

2. Как перцептивный опыт влияет на восприятие искусственных зрительных изображений (фотографий, рисунков и т. д.)?

3. Способствует ли культурная среда человека выделению тех или иных черт окружения, которые он воспринимает яснее или быстрее, чем другие?

На некоторых из классических экспериментальных исследований этих проблем мы и остановимся.

Зрительные иллюзии. Многое из того, что мы знаем о влиянии культуры па восприятие, основано на кросс-культурном изучении зрительных иллюзий.

Основные эмпирические исследования зрительных иллюзий в различных культурах были проведены американскими учеными М. Сегаллом, Д. Кампбеллом и М. Херсковицем в 1963 -1966 гг.

Следует отметить, что и раньше отдельные исследователи в разных странах изучали восприятие зрительных иллюзий. Вчастности, в 30-х годах молодые психологи А.Р. Лурия и Л.С. Выготский исследовали в Средней Азии особенности восприятия и мышления у узбеков и таджиков, в результате которых в Москву, в Институт психологии была отправлена телеграмма довольно странного содержания". «У узбеков нет иллюзий».

Зрительные иллюзии - восприятие, в котором проявляется несо­ответствие между тем, как объект выглядит и каким он действительно является. Зрительные иллюзии часто основаны на неверных предположениях охарактеристиках воспринимаемого объекта.

Наиболее известная иллюзия - это иллюзия Мюллера-Лайера. Исследования показывают,что люди воспринимая эти рисунки, обычно считают, что линия, ограниченная расходящимися вовне лучами, длиннее линии, ограниченной лучами, направленными вовнутрь; на самом же деле эти линии равны.

> < < > Ряс. 1. Иллюзия Мюллера-Лайвра.

Другая иллюзия - вертикально-горизонтальная. При ее восприятии люди обычно говорят, что вертикальная линия длиннее, чем горизонтальная, что также неверно - они равны по длине. Существует две основные теории, объясняющие происхождение данных иллюзий.

Первая - теория «прямоугольного мира».

 
 


В своих экспериментах М. Сегалл выднинул гипотезу, что люди, выросшие в западном мире, который авторы характеризуют как прямоугольный (с упорядоченными прямоугольными объектами, прямыми линиями и т. д.),в большей мере подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, чем люди, не наблюдающие в своей обыденной жизни подобные геометрические отношения. Это происходит потому, что свет, отражаясь от объекта, попадает на сетчатку глаза, и наше привычное к правильным прямоугольным формам сознание интерпретирует и «дорисовывает» форму объекта как имеющего прямые углы, в результатечего линияснаправленными вовне ограничителями «кажется» длиннее.

Вторая теория - «фронтально-горизонтального сокращения», объясняет происхождение горизонтально-вертикальной иллюзии тем, что мы склонны воспринимать вертикальные линии как горизонтальные, «убегающие вдаль» в направлении горизонта. В этом случае вертикальная линия воспринимается как заведомо более длинная, уделяющаяся от нас чуть ли не до бесконечности.

Обе эти теории имеют общие характеристики - они исходят из того, что способ, которым мы воспринимаем мир, развивается в процессе нашего перцептивного опыта. То, что мы видим, - это комбинация способа отражения света от объектов, попадающего на сетчатку глаза, с нашими навыками и знанием о том, как следует видеть вещи вообще (что мы приобретаем с культурой, в которой растем и воспитываемся).

В экспериментах Сегалла было выявлено, что горизонтально-вертикальная иллюзия слабое проявляется у людей, которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль (например, у жителей джунглей), и сильнее - у людей, среда которых требует, чтобы они часто воспринимали такие расстояния.

Сегалл с соавторами провели свой эксперимент с 2000 людей из 14 неевропейских групп и США. Результаты показали, что американские испытуемые более подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, а многие неевропейские группы - горизонтально-вертикальной иллюзии. Авторы пришли к выводу, что ответы испытуемых зависят от среды, в которой они живут, - так называемая «прямоугольная» среда способствует более частому проявлению иллюзии Мюллера-Лайера, а привычность к бескрайним просторам увеличивает подверженность горизонтально-вертикальной иллюзии.

Самое главное - это то, что иллюзии обнаружились во всех обследованных культурах, различия были в специфике иллюзий в разных типах культур и в степени их проявленности.

Позднее были попытки объяснения различий в подверженности иллюзии Мюллера-Лайера в разных культурах физиологическими и экологическими факторами. Так в исследовании Р. Поллака была выявлена значимая корреляция между пигментацией сетчатки глаза и проявленностью данной иллюзии: чем сильнее пигментация, тем меньше подверженность данной иллюзии. Поллак в своем исследовании нашел, что у светлокожих детей в США подверженность иллюзии Мюллера-Лайера сильнее, чем у темнокожих, что четко согласуется с тем фактом, что у людей с темным цветом кожи пигментация сетчатки более выраженная.

В исследованиях М. Борнстейна подтвердиласьавторская гипотеза о том, что различия в пигментации, связанные сразличиями в чувствительности к определенным цветам (особенно в си­не-зеленом участке спектра) могут объяснять межкультурные особенности в наименовании основных цветов. Выявленный им список названий цветов в 126 культурах показал, что в наименовании цветов существуют определенные географические вариации, которые совпадают с различиями впигментации глаза.

Основываясь на этих данных, можно предположить, что люди из разных культур действительно видят цвета по-разному. Тогда известная гипотеза лингвистической относительности Уорфа (согласно которой язык, усвоенный нами в детстве, определяет наш способ видения и структурирования мира) может быть поставлена под сомнение в области цветового зрения: цветовой словарь может быть детерминирован цветовым зрением, а не наоборот.

В работе Борнстейнаразличия в физиологических характеристиках желтого пигмента глаза коррелируют с различиями в экологии (в активности ультрафиолетовых лучей, которая зависит от высоты над уровнем моря и близости экватора), а также в особенностях питания (Коул М- и Скрибнер С- 1977).

Таким образом, различия в окружающей средемогут (через физиологические механизмы) существенно воздействовать надваклассических познавательных явления (названиецветови подверженность иллюзиям),в которых, по имеющимся данным, существуют наиболее значимые различия между людьми из разных культур.

Это направление исследования напоминает о том, что при изучении восприятия следует учитывать специфические физиологические характеристики рецепторных систем и что при параллельном изменении физиологических и культурных факторов нельзя заниматься одними из них, не учитывая других.

Восприятие глубины на картинках. В отчетах путешественников нередко приводились факты, свидетельствующие о том, что представители бесписьменных культур не могут идентифицировать предметы, изображенные на картинках или фотографиях, - даже в том случае, если это были изображения знакомой им местности или фотографии знакомых людей.

В хорошо известном наблюдении М. Херсковица описывается смущение африканской женщины, не узнавшей на фотографии своего сына. Когда исследователь обратил ее внимание на отдельные детали фотографии, то она смогла его идентифицировать.Причиныподобных трудностей идентификации связаны, отчасти, с условным приемом перспективы на картинах, который хорошо знаком представителям западных культур и может быть совершенно неизвестным для людей, не имевших дело с искусственными изображениями

В работах Хадсона ставилась практическая проблема обучения неграмотных рабочих из племени банту (Южная Африка), а демонстрация фильмов и плакатов по безопасности труда вследствие их неграмотности была практически бесполезна. При исследовании ученый выявил, что причина этого кроется в неверном понимании или непонимании рабочими-банту зрительных изображений. Для изучения этой проблемы Хадсон применял картинки типа представленной на рис. 3.

Рис. 3 Типичный рисунок, применявшийся Хадсоном в исследовании восприятия глубины на картинках.

На рисунках были изображены фигуры слона, антилопы и охотника с копьем. На каждой картинке копье направлено как на слона, так и на антилопу. Для выяснения того, воспринимает ли испытуемый индикаторы глубины, ему задавался вопрос: «В какое животное целится человек с копьем?». Картинки отличались друг от друга по использованным в них приемам передачи глубины (при помощи величины объектов и наложения и при помощи перспективы).

Эти картинки применялись в исследованиях с различными группами испытуемых в Южной Африке и в Ганс: учениками начальной школы (европейцами и банту), учениками средней школы (банту), неграмотными рабочими (европейцами и банту), индийскими школьниками.

Результаты исследованийпоказали, что в младших классах начальной школы европейские дети испытывали трудностипривосприятии картинок как трехмерных изображений (они часто говорили, что охотник целится копьем в слона), но к концу начальной школы почти все европейские дети воспринимали эти изображения как трехмерные.

Детииз племени банту и ганские школьники, посещавшие среднюю школу воспринимали картинки как двухмерные изображения. Неграмотные рабочие (как банту, так и европейцы) и ин­дийские дети давали ответы, свидетельствующие о плоскостном, а не о трехмерном восприятии картинок (они считали,что охотник целится копьем в маленького слоненка).

По свидетельству Хадсона, в некоторых традиционных культурах Африки дети, не знакомые с приемами применения ракурса для передачи перспективы, не понимали условностей изображения, естественных с точки зрения европейца: например, они воспринимали изображение поднимающегося по лестнице человека как изображение калеки, у которого одна нога короче другой.

Это проявлялось и тогда, когда дети рисовали сами: получив задание изобразить вид коровы в профиль, африканские школьники рисовали ее со всеми четырьмя копытами, двумя рогами и двумя ушами, сочетая вид сбоку с видом спереди, в то время как европейские школьники рисовали профиль коровы. Получается интересное межкультурное расхождение: европейский ребенок рисует свое «видение», хотя он знает, что «на самом деле» это неверно, в то время как африканский ребенок рисует свое «знание», несмотря на то, что оно расходится с «видением».

По результатам этих экспериментов Хадсон сделал вывод, что обычное формальное образование не является главным фактором, определяющим способ восприятия изображений, главную роль играют неформальное домашнее обучение и опыт рассматривания картинок.

Проблема избирательности восприятия. Перцептивный (когнитивный) стиль. Влияние культуры на избирательность восприятия было исследовано канадским ученым Д. Берри в контексте разработанной X. Уиткияом теории когнитивного стиля (особенностей протекания перцептивной и интеллектуальной деятельности индивида). В сфере перцепции дна главных когнитивных стиля - глобальный я артикулированпый - обозначаются соответственно терминами зависимый от поля и независимый от поля.

Согласно теории Уиткина, «нормальное»когнитивное развитие человека идет в направлении от глобальности к артикулированности. Ребенок в начале жизни не проводит четкой грани между собой и своим окружением, но, взрослея, он начинает осознавать границы своего тела и вырабатывает представление о себе как об отдельнойличности.Этот процесс психологической дифференциации влияет на формирование когнитивногои перцептивного стиля ребенка.

Важнейшие факторы, влияющие на процесс психологической дифференциации, - экология (разнообразие или гомогенность окружающей среды) и культура (предоставление свободы или контроль за поведением ребенка со стороны старших). Когда ребенку разрешают вырабатывать собственные представления о «правильном» поведении и самому справляться со своими побуждениями, это способствует психологической дифференциации (артккулированности и независимости от поля).

Данные теории были проверены в экспериментах Д. Берри, проведенных в 1966 г. с представителями племени темпе (Сьерра-Леоне, Западная Африка) и канадских эскимосов. В каждой из этих культур исследовались как традиционные, так и переходные группы (когда члены группы занимались экономической деятельностью западного типа и жили в домах западного образца).

По наблюдениям Берри, эскимосы относятся к детям с добротой, их редко наказывают, предоставляют большую свободу, ожидая от них выработки собственных навыков поведения. У темне, напротив, мать относится к детям с большой строгостью и заставляет их быть очень послушными и дисциплинированными. На основании этого автор выдвинул гипотезу, что люди в культуре темпе будут отличаться большей зависимостью от поля и меньшей артикулированностью, чем эскимосы.

Кроме различий в способах социализации между данными культурами есть ярко выраженные экологические различия: сре­да обитания темпе очень богата по цвету и форме - пышная тропическая растительность, обилие цветов, ярких птиц и животных, Наличие извилистых ручьев (т. с. среда разнообразна и структурирована). Среда обитания канадских эскимосов, напротив, очень бедна красками и очертаниями: зимой все покрыто снегом, а коротким летом камни, мох и лишайник почти сливаются в однообразной серо-коричневой гамме (т. е. среда однородна и слабо структурирована). Эти культуры отличны и в видах деятельности: темне занимаются, в основном, сельским хозяйством, а эскимосы - охотой на морских млекопитающих (Berry J., 1975).

Таким образом, экологические и культурные различия позволили Берри предположить, что у эскимосов дифференциация больше, а зависимость от поля меньше, чем у темпе.

Данные исследования с помощью теста скрытых фигур и других тестов показали, что эскимосы, действительно, отличаются крайней независимостью от ноля (т. е. высокой дифференциацией), и результаты эскимосов практическине отличалисьот результатов контрольной группы шотландцев.

Берри пришел к заключению, что требования, предъявляемые экологией, и особенности культурной социализации играют ведущую роль в развитии перцептивных навыков. Культура способствует выработке и сохранению психологических особенностей, необходимых людям для выживания в определенной экологии.

Впоследствии Берри выдвинул смелую гипотезу, что между требованиями, предъявляемыми экологией, и способами социализации в культуре, сформированной в данной экологии, существует тесная связь. Для проверки этой гипотезы он провел эксперименты с группами, проживающими в различных природных условиях темне (Сьерра-Леоне, аборигенами Новой Гвинеи, аборигенами Австралии и канадскими эскимосами). Результаты этого исследования блестяще подтвердили гипотезу Берри, хотя обнаружился и неучтенный фактор - школьное образование.

Согласно данным исследования,чем более важное место в культуре занимает охота, тем больше развита способность к различению и тем лучше ответы на тесты пространственных навыков. Но, при этом, переходные группы во всех культурах (городские жители) обычно давали более высокие результаты, чем соответствующие традиционные (сельские) группы, поэтому пришлось выдвинуть гипотезу о влиянии образования на формирова­ние перцептивного стиля.

В подтверждение полученных данных Берри обнаружил, что с возрастанием роли охоты в культуре уменьшается строгость и воспитании детей и снижается требование конформизма. Эти данные привели Берри к очень важному выводу, что между экологическими и психологическими переменными существует тесная взаимосвязь: они коррелируют друг с другом и изменяются в одном и том же направлении. В этих хорошо продуманных и блестяще выполненных экспериментах Берри удалось раскрыть закономерную связь между факторами культуры и экологии, с одной стороны, и психологическими навыками, с другой.

Можно сделать вывод, что существуют некие эколого-психологические комплексы, свойственные определенным типам культур, с присущими им чертами социализации, которые формируют определенный тип восприятия и мышления, характерный для данной культуры. К сожалению, экспериментов такого уровня и глубины пока еще очень мало, но именно данное направление нам кажется наиболее перспективным в кросс-культурной психологии.

Предпочтение цвета и формы при группировке объектов. Гипотеза перцептивного опыта. Многими авторами в многочисленных экспериментальных исследованиях было установлено, что при группировке объектов в качестве главного признака маленькие дети в западных культурах обычно выбирают цвет, а в возрасте 4-5 лет начинают отдавать предпочтение форме. Этот переход от предпочтения цвета к предпочтению формы сопровождается и другими изменениями в познавательной сфере. Дети, предпочитающие форму цвету, лучше решают различные задачи на классификацию и формирование понятий, а также отличаются более высоким баллом при интеллектуальном тестировании.

Данные экспериментов в других культурах свидетельствуют о том, что переход к предпочтению формы происходит не всегдаили в не столь отчетливой форме.

В экспериментах Р. Сачмен с детьми в племени йоруба (Нигерия), посещавшими мусульманскую школу, было обнаружено, что все обследованные дети (с 3 до 15 лет) предпочитали цвет форме, при этом зависимости от возраста не наблюдалась. Аналогичные данные были получены автором и в Замбии, однако там в некоторых школах у детей все же проявилась тенденция перехода от предпочтения цвета к предпочтению формы с возрастом, и студенты университета уже явно предпочитали форму при группировке предметов, хотя неграмотные взрослые в этой культуре по-прежнему предпочитали форме цвет."

Для объяснения этих экспериментальных результатов (и аналогичных результатов глухих испытуемых в Америке) Серпелл выдвинул так называемую гипотезу перцептивного опыта, согласно которой первоначально все дети предпочитают цвет, а переход к предпочтению формы происходит под влиянием направленной игры, характерной для типичной европейской семьи средних слоев общества и для школьного образования западного типа.

В школьном обучении форма, безусловно, является гораздо более важным свойством вещей, чем цвет (например, при чтении текста). Причина того, что не но всякой школе происходит переход от предпочтения цвета к предпочтению формы, может заключаться в специфике образования, даваемого школой. Например, в мусульманских школах Нигерии дети вынуждены заучивать наизусть Коран на арабском языке, не понимая ни слова по-арабски. Во многих школах Африки сами учителя плохо подготовлены с точки зрения европейских стандартов, и Серпелл предполагает, что они меньше,чемих европейские коллеги, обращают внимание на развитие перцептивных навыков предпочтения формы.

Таким образом, Серпелл пришел к выводу, что возрастные изменения предпочтения формы цвету, наблюдаемые у европейских и американских детей, напрямую связаны с опытом, который дети приобретают в ходе формального образования.

Социальные факторы, влияющие на восприятие. Помимо факторов экологических, физиологических, образования рассмотренных выше, на результаты восприятия довольно сильное влияние оказывают социальные факторы.

Дюркгейм и Мауссписали о том, что системы классификации, которыми пользуется человек в своем повседневном опыте, продукты общества или культуры.Они «фиксируются» в языке данной культуры, и таким образом взгляд на мир (перцепция или восприятие вшироком смысле) довольно сильно варьирует от культуры ккультуре.

Не только такие долговременные факторы, как язык и система классификации,влияютна восприятие, но и кратковременное социальное воздействие.

Так, широко известные эксперименты Аша по исследованию конформизма хорошо иллюстрируют как групповое давление может влиять на результаты восприятия, искажая, казалось бы, самые очевидные пропорции и соотношения. Эксперименты С. Московиси показали.что порог восприятия цвета может зависеть от значения цвета, которое резко отличается увсех членов обследуемо группы (Коул М. н Скрибнер С., 1977).

Свидетельство косвенного влияния социальных факторов на перцепцию было также выявлено в экспериментах Бсрри и Гудмсна, которые обнаружили в Кении, что восприятие детьми от 7 до 13 лет размера монет тесно связано с размерами земельных владений их отцов. Чем беднее отец, тем большей по размеру кажется та или иная монета его сыну Авторы объяснили этот феномен, используя понятие значимости: для детей из бедных семей деньги имеют большую значимость, чем для их более обеспеченных сверстников, и эта значимость проецируется на восприятие физического размера де­нежной единицы (Berry J., 1975).

В экспериментах Уиткииа было установлено, что перцептивный стиль коррелирует с социальной ролью.

Чем выше была социально-экономическая, компетентность женщин, участвующих в экспериментах на полезависнмость, тем ярче проявлялась их независимость отполя, т.е. их показатели приближались к показателям мужчин.

Берри установил, что различия в показателях зависимости от поля у мужчин и женщин культурно обусловлены. Эскимосские женщиныотличаются независимостью, в то время какженщины - темне подвергаются строгому контролю со стороны своих мужей. Женщины из племени темпе показали сильную полезависимость по сравнению с мужчина ми-тем не. Эскимосские женщиныпоуровню полезависимост не отличаются от эскимосских мужчин. Исследователи объяснили это тем, что усвоение определеннойсоциальной роли оказывает сильное влияние наформирование навыков восприятия, которые, в свою очередь, помогают хорошоовладеть данной социальной ролью, усвоениекоторой с иными перцептивными навыками было бы трудным. Ирвинг в своих экспериментах с мексиканцами,неграми:

США н другими культурными группами подтвердил, что ролевые предписания значительно влияют на зависимость от поля в восприятии (Коул М. и Скрибнер С., 1977).

Демонстрируемые в экспериментах связи перцептивных навыков с предписаниями социальных ролей имеют большое значение в двух аспектах:

1. Показывают эффект самообучения: (т. е. в этих экспериментах наглядно видно, что в процессе социализации большинство людей предпочитает обучаться социальной роли посредством самостоятельного усвоения определенных навыков и делает это лучше, чем когда их этому обучают другие).

2. Исходя из этого, можно предположить, что существует некое скрытое сопротивление более позднему по времени обучению, которое требует формирования других перцептивных навыков, чем те, что сформировались в процессе социализации.

Например, современные социальные альтернативные движения (феминистские, движения секс-меньшинств, либертарии), пытающиеся изменить половые роли, сталкиваются с неспособностью людей научиться новым социально-эмоциональным ролям, поскольку их старые роли сформировались параллельно с их перцептивным стилем, изменить который они в одночасьенемогут, да и не догадываются, что препятствие именно в этом.

Подобных, еще не изученных, но очень важных и решающих связей между навыками социального поведения и навыками восприятия, по-видимому, довольно много, и все это оказывает сильное влияние на возможности обучения.

По мнению многих психологических антропологов, процесс социализации, открывая человеку мир, делает его слепым и глухим к мирам, открываемым с помощью других перцептивных навыков, лежащих в основе социализации в других культурах.

Люди из разных культур, взаимодействуя друг с другом, исходят из разного перцептивного опыта. Этот опыт влияет на способ получения информации и о самом межкультурном взаимодействии.

Мы оперируем этой информацией, не задумываясь о ее достоверности и о том, что наш способ интерпретации увиденного пригоден лишь в собственной культуре. Когда мы едем в иную культуру, мы берем эти навыки с собой, не задумываясь о том, валидны ли они в других культурах, что может сильно осложнить и исказить межкультурное взаимодействие.

Хорошим примером томуявляется рассказ американской учительницы, работавшей в Австралии с детьми австралийских аборигенов. На перемене учительница, чтобы развлечь детей, предложила им поиграть вигру, в которой водящий ставится в центр круга, ему "завязывают глаза и он должен отгадать, кто из детей до него дотронется. Догадываться он должен был,уже снявповязку с глаз. Дети австралийских охотников не понимали, в чем смысл игры. т. к., смотря на отпечатки следов на песке, они легко догадывались, кто их «осалил». На уроке после этой игры учительница была удивлена, что они совсем не слушали ее объяснений и не хотели учить алфавит. Она сочла их глупыми и ленивыми. Позже она поняла,что эти дети сочли ее саму крайне глупой, поняв, что она не может угадывать человека по его следам, и решили, вполне резонно, чти она вообще вряд ли сможетихнаучитьчему-то стоящему.

Таким образом, перцептивная социализация в той или иной культуре - это чрезвычайно важный фактор, определяемый экологией и культурой и в свою очередь влияющий на наши оценки мира и других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: