В период процесса сжатия в цилиндре двигателя повышается температура и давление рабочего тела, что обеспечивает надёжное воспламенение и эффективное сгорание топлива.
При выполнении курсового проекта условно принимается, что процесс сжатия в действительном цикле происходит по политропе с постоянным показателем n1. Расчет параметров процесса сжатия сводится к определению показателя политропы сжатия
, давления
и температуры
в конце сжатия, а также теплоёмкости рабочего тела в конце сжатия
.
2.3.1 Показатель политропы сжатия
Величина
устанавливается по опытным данным в зависимости от частоты вращения, степени сжатия, материала поршня и цилиндра, теплообмена и других факторов.
Учитывая, что теплообмен между рабочим телом и стенками цилиндра за процесс сжатия незначителен, то величину
можно оценить по среднему показателю адиабаты сжатия
по следующим формулам:
- для карбюраторных двигателей

- для дизельных двигателей

Значение
определяется в зависимости от температуры
и степени сжатия ε по формуле

2.3.2 Давление и температура конца процесса сжатия
Давление
в МПа и температура
в градусах Кельвина (К) в конце процесса сжатия определяются из уравнения политропы с постоянным показателем
:
,

2.3.3 Средняя мольная теплоёмкость рабочей смеси
Рабочая смесь состоит из свежей смеси и остаточных газов.
Температура конца процесса сжатия tc в градусах Цельсия (ºС)
.
Средняя мольная теплоёмкость свежей смеси в конце сжатия принимается равной теплоёмкости воздуха
в кДж/(кмоль·град) и определяется по формуле

Средняя мольная теплоёмкость остаточных газов в конце сжатия
в кДж/(кмоль·град) определяется по следующим формулам:
- для карбюраторных двигателей

- для дизельных двигателей

Средняя мольная теплоёмкость рабочей смеси
в кДж/(кмоль·град) определяется по формуле

Рассчитанные параметры процесса сжатия необходимо сравнить со значениями этих параметров у современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания, представленных в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Значения параметров процесса сжатия
| Тип двигателя | Параметры | ||
| n1 | рс, МПа | Тс, К | |
| Карбюраторный | 1,34…1,38 | 0,9…2,0 | 600…800 |
| Дизельный без наддува | 1,34…1,38 | 3,5…5,5 | 700…1000 |
| Дизельный с наддувом | 1,34…1,37 | 4,5…10,0 | 800…1100 |