Феномен лидерства - специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями. Кажется, что дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.
Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.
Существует три теории происхождения лидерства.
1. Теория черт (харизматическая теория) состоит в том, что качества лидера
являются врожденными и образуют счетное множество.
Составлено множество списков "лидерских" качеств характера. Максимальный
из них состоит из 79 черт. Однако у разных экспериментаторов не было
|
|
практически никакой корреляции между этими списками. Поэтому
харизматическая теория не нашла серьезной научной поддержки, хотя в
журналах регулярно предлагаются "психологические" тесты типа "Можете ли Вы
стать лидером".
2. Ситуационная теория лидерства. Согласно этой теории, лидерство - это,
в основном, продукт ситуации; то есть лидер - это тот, кто в данной ситуации
адекватнее проявил нужную черту (хотя она может быть и у других),
"оказался в нужный момент в нужном месте и возглавил". Здесь полностью
снимается роль активности личности лидера, и он выступает как флюгер.
Чтобы преодолеть очевидную противоречивость такой теории, Хартли предложил
4 модели для объяснения того, почему все-таки определенные люди становятся
лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:
- если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он станет
лидером и в другой;
- вследствие воздействия стереотипов лидеры в данной ситуации начинают
рассматриваться группой как лидеры вообще;
- человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, что
повышает для него вероятность быть избранным вторично;
- отдельным людям свойственно "искать посты", и они ведут себя так, что им
действительно "дают посты".
Эти добавления Хартли сделали ситуационную теорию достаточно популярной, и
на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в
школе групповой динамики.
3. Компромиссный вариант - системная теория лидерства. Согласно этой
теории, лидер - это тот, кто лучше организует группу для решения
|
|
конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом:
в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы
идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно
поэтому он и обладает наибольшим влиянием.
Тем не менее проблема происхождения лидерства не решена до сих пор и,
по-видимому, не имеет общего решения.
И все-таки выделен ряд факторов, от которых зависит то, что у одного
человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом
эффективным вожаком, чем у другого. Группа ждет от своего вожака
выполнения основных системных требований, то есть что он:
- сумеет скоординировать ее активность;
- обеспечит безопасность ее членов;
- даст им веру в будущее.
Поэтому лидером группы в большинстве случаев окажется человек, который
способен удовлетворить эти потребности группы и, кроме того, умеет
управлять другими.