double arrow

Перевозка ручной клади, багажа и грузобагажа

При перевозке железнодорожным транспортом гражданам Российской Федерации и других государств предоставляется право перевозить личные вещи в качестве ручной клади, багажа и грузобагажа.

Перевозка рунной клади. К ручной клади относятся легко переносимые вещи, размещающиеся в вагонах поездов вместе с пассажирами на специально отведенных для этого местах – в рундуке (ящик, расположенный под нижней полкой), на третьей полке, в нише над дверью купе в поездах дальнего следования и на специальных полках в пригородных поездах. При этом преимущественное право пользования рундуком имеют пассажиры, занимающие нижние полки. Провозить ручную кладь в коридорах, тамбурах, проходах и на местах, предназначенных для пассажиров, запрещается.

В настоящее время масса ручной клади, провозимой бесплатно в дальних поездах, составляет не более 36 кг на один проездной документ независимо от вида билета – детский, взрослый или льготный. В вагонах СВ (с
2-местными купе) разрешается провозить бесплатно по 50 кг ручной клади на один проездной документ. В счет нормы провоза ручной клади в поездах дальнего следования разрешается провоз при себе детских колясок, байдарок в разобранном виде, которые по своим размерам могут быть размещены на местах, предназначенных для ручной клади.

При проезде в поездах дальнего следования допускается помимо установленной нормы провезти ручную кладь за дополнительную плату. При этом ручная кладь массой до 14 кг оплачивается по багажному тарифу (как за 10 кг багажа) с выдачей пассажиру квитанции «багаж на руках» провоз излишней ручной клади массой до 50 кг разрешается в вагонах с
2-местными купе (СВ) и 4-местными купе и оформляется дополнительным проездным документом (билетом), купленным за полную стоимость. Если масса дополнительной ручной клади составляет до 150 кг, то в этом Случае разрешается провозить в отдельном купе с оплатой полной стоимости билетов за четыре места.

Размер ручной клади по сумме трех измерений не должен превышать 180 см. За дополнительную плату разрешается перевозить в качестве ручной клади электронную, бытовую, видео- и аудиотехнику, превышающую указанный размер, не более одного предмета на один билет (в том числе в пригородных поездах). При этом независимо от массы вещей их оплата производится по тарифу багажа массой 30 кг и оформляется выдачей пассажиру квитанции «багаж на руках». В том случае, если пассажир желает «купить» дополнительное место для перевозки данной техники, дополнительная плата по багажному тарифу не взимается.

Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира.

Не допускаются к перевозке ручной кладью вещи, способные повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества. Огнестрельное оружие разрешается перевозить только в качестве ручной клади, при этом оно должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов.

Излишнюю ручную кладь пассажир может перевезти в передвижных камерах хранения, включенных в состав поездов. При этом за перевозку каждого места ручной клади взимается сбор установленного размера. За утрату, недостачу и порчу ручной клади, перевозимой в вагонах – передвижных камерах хранения, ответственность несет перевозчик в порядке, установленном в отношении багажа.

Провоз ручной клади сверх установленной нормы без надлежащей оплаты влечет за собой наложение штрафа. После уплаты штрафа пассажир обязан оплатить стоимость провоза излишней ручной клади за весь путь следования по тарифу багажа. При обнаружении у пассажира излишней массы ручной клади контролирующий должен составить акт на проводника вагона, допустившего в вагон пассажира с ручной кладью сверх установленной нормы. Акт направляется по месту работы проводника.

Штраф налагается и при обнаружении в ручной клади предметов и веществ, запрещенных к перевозке. Пассажиры, провозящие запрещенные к перевозке вещи или продукты, удаляются из поезда. В отдельных случаях (если нанесен ущерб здоровью и жизни окружающих) пассажир может привлекаться к уголовной ответственности.

В пригородных поездах пассажир имеет право бесплатно перевезти ручную кладь массой не свыше 36 кг и дополнительно за плату, осуществляемую по фиксированным ставкам и оформленную билетом, – не свыше 50 кг. К перевозке ручной кладью в пригородных поездах допускаются в счет нормы бесплатного провоза детские коляски, растения, саженцы и другие посадочные материалы с обвязанной кроной и упакованными корневищами, не превышающие по высоте 180 см. В тамбуре пригородного поезда за фиксированную плату разрешается перевозить не более одного велосипеда в неразобранном виде.

Перевозка багажа. Согласно «Закону о железнодорожном транспорте» перевозчик обязан при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и вить его ближайшим поездом до станции назначения. Багажом считаются вещи, принадлежащие лично пассажиру, необходимые ему по окончании поездки и принимаемые к перевозке в поезде, где имеется багажный вагон, или в почтово-багажном поезд. Оплата перевозки багажа осуществляется по багажному тарифу.

На перевозчике лежит обязанность обеспечить сохранность багажа, принятого к перевозке. При этом перевозчик отвечает принятый багаж с момента принятия его для перевозки до выдачи его получателю багажа.

На один проездной документ разрешается принимать к перевозке багаж массой до 200 кг. Масса одного места багажа недолжна быть менее 10 кг и более 75 кг. Неделимые вещи массой более 25 кг (но не более 165 кг) могут приниматься в количестве одного предмета на один проездной документ.

Багаж может быть сдан к перевозке как на станции отправления поезда, так и на любой промежуточной станции по пути следования. Железнодорожной станцией назначения багажа может быть не только конечная станция следования пассажира, но и любая другая станция, расположенная на пути следования. Вместе с тем багаж не может быть отправлен далее пункта следования самого пассажира согласно купленному им проездному документу.

Багаж для перевозки принимается от пассажира или через багажное отделение станции, или непосредственно в багажный вагон приемосдатчиком багажа. В первом случае в подтверждение приемки багажа к перевозке пассажиру выдается багажная квитанция, удостоверяющая заключение договора перевозки багажа. В ней указывается номер проездного документа, масса багажа, уплаченная сумма за его перевозку и почтовый адрес, по которому по желанию пассажира может быть направлено извещение о прибытии багажа (при этом в перевозочных документах в графе «особые отметки» на станции отправления делается отметка «с уведомлением»).

Во втором случае прием багажа непосредственно от пассажира в багажный вагон удостоверяется выдачей пассажиру ярлыка установленной формы. На железнодорожной станции назначения багаж выдается из багажного отделения станции в обмен на ярлык после получения багажной кассой всех причитающихся платежей. В правовом отношении значение ярлыка соответствует значению багажной квитанции. Кроме того, неделимые предметы (детские и инвалидные коляски, велосипеды и др.) также могут приниматься к перевозке непосредственно приемосдатчиком багажного вагона, курсирующего в поезде. Прием таких предметов к перевозке производится после предварительной оплаты в билетной или багажной кассе, исходя из расстояния и фиксированной массы каждого предмета – 20 кг, а массой более 20 кг – с оплатой за фактическую массу по тарифу багажа. На станции назначения такой багаж выдается пассажирам непосредственно из багажного вагона.

Пассажир может сдать свой багаж заблаговременно. При предварительном приеме багажа (свыше 2 календарных суток до отправления поезда, с которым будет отправлен багаж) взимается определенный денежный сбор.

Багаж выдается любому лицу, предъявившему багажную квитанцию или ярлык и проездные документы. Если у пассажира отсутствует билет, багаж выдается предъявителю квитанции только после доплаты, определяемой как разница между стоимостью провоза грузобагажа и багажа. Если потеряны квитанция или ярлык, пассажир обязан написать заявление (с перечислением всех вещей и предметов, с указанием их характерных признаков), на основании этого заявления железнодорожная станция может выдать багаж.

По желанию пассажиров багаж может быть доставлен на дом (при наличии на станции транспортных средств) с оплатой таких дополнительных услуг.

Перевозка грузобагажа. Грузобагаж – это вещи или иные материальные ценности, перевозимые в пассажирских и почтово-багажных поездах по письменному заявлению граждан – без предъявления железнодорожного проездного документа. В подтверждение заключения договора перевозки грузобагажа клиенту выдается грузобагажная квитанция.

Оплата грузобагажа, принятого как от отдельных граждан, так и от организаций, производится по тарифу грузобагажа. Грузобагаж от организаций и учреждений принимается при наличии возможности его отправить с разрешения начальника станции.

Прибывший в адрес физических лиц грузобагаж выдают получателю или по его доверенности, оформленной в установленном порядке, другому лицу по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, под расписку на обороте дорожной грузобагажной ведомости с указанием паспортных данных и места жительства. Грузобагаж, прибывший в адрес юридического лица, выдается по доверенности, подписанной руководителем и бухгалтером указанного юридического лица и заверенной печатью.

Грузобагаж принимается к перевозке как в упакованном, так и в неупакованном виде (если отсутствие упаковки не влияет на его сохранность).

Упаковка багажа и грузобагажа, принимаемых к перевозке, должна обеспечивать их сохранность в течение всего времени перевозки, а также предохранять от причинения вреда багажу других пассажиров. При этом каждое место должно быть приспособлено или иметь устройства, позволяющие переносить его при погрузке, перегрузке и выгрузке.

Если багаж (грузобагаж) имеет неисправную упаковку, то может явиться причиной отказа в приемке его для перевозки.

Пассажиры могут предъявить к перевозке багаж, а отправители – грузобагаж с объявленной ценностью, за что взимается сбор. Если у работника железнодорожной станции возникли сомнения в правильности оценки пассажиром или отправителем своего багажа или грузобагажа, он имеет право потребовать вскрытия багажа или грузобагажа для проверки. Их стоимость определяется исходя из их цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Если багаж пассажира принят без объявленной ценности, в багажной квитанции в графе «Объявленная ценность» должна быть сделана отметка «От объявления ценности отказываюсь», которую подписывает пассажир. Продукты питания провозятся багажом или грузобагажом без объявления ценности и под ответственность отправителя в порядке, предусмотренном правилами перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа.

Существует запрет на перевозку ряда веществ и предметов в качестве багажа и грузобагажа. К таким предметам относятся: огнестрельное оружие; взрывчатые, ядовитые, зловонные вещества; наркотические, психотропные, инфекционные, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, самовозгорающиеся и другие вещества, которые могут причинить определенный вред людям, перевозчикам и железной дороге.

При обнаружении в сданном багаже или грузобагаже таких веществ и предметов уплачивается штраф в размере десятикратной стоимости платы за провоз такого багажа независимо от того, повлекло это нарушение за собой тяжкие последствия или нет. Если же тяжкие последствия имеются, то за это предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Не допускается перевозка в багаже и грузобагаже документов, денежных сумм, облигаций и других ценностей, а также хрупких и бьющихся предметов.

Перевозчик обязан доставить багаж (грузобагаж) в пункт назначения в определенный срок. Это связано с тем, что задержка получения багажа приносит пассажиру ряд неудобств – необходимо дожидаться багаж, невозможно воспользоваться им своевременно. Поэтому срок доставки багажа является обязательным условием договора перевозки. При этом срок доставки багажа и время, необходимое для его выдачи, входят в состав всего срока исполнения договора.

Дата отправления багажа (грузобагажа) указывается в перевозочных документах станцией отправления, а дата прибытия – станцией назначения.

В том случае, если багаж (грузобагаж) не прибыл в установленное время на станцию назначения, последняя должна на оборотной стороне багажной (грузобагажной) квитанции сделать отметку о его неприбытии. При этом станция получает от пассажира пение, в котором он указывает свой адрес и способ уведомления о прибытии багажа, а сама станция в установленном порядке начинает розыск неприбывшего багажа (грузобагажа).

За просрочку доставки багажа (грузобагажа) перевозчик уплачивает получателю пени в размере 3 % стоимости перевозки багажa за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа. Просрочка доставки багажа (грузобагажа) исчисляется с 24 ч суток, в которые должен прибыть багаж. Уплата штрафа за опоздание в доставке багажа (грузобагажа) производится начальником станции на основании акта, составленного по требованию пассажира работниками железнодорожного транспорта. Однако существуют обстоятельства, освобождающие перевозчика от уплаты пени за просрочку, – это непреодолимая сила (стихийные бедствия – землетрясение, наводнения, обвалы и т.д.), военные действия, блокады, эпидемии и др.

Багаж (грузобагаж) считается утраченным, если он не прибудет на станцию назначения по истечении 30 сут. после окончания срока доставки (для юридических лиц этот срок в отношении грузобагажа составляет 10 дней). При этом не имеет значения, действительно ли он утрачен (похищен, уничтожен, потерян) или только задержан в пути следования.

Через 30 дней после заявления пассажира о неприбытии багажа (грузобагажа) пассажир имеет право потребовать возмещения за утерянные вещи. Перевозчик обязан выплатить их стоимость (если это не связано с форс-мажорными обстоятельствами). Возмещение ущерба, причиненного за перевозку багажа (грузобагажа), происходит в следующих случаях: при утрате или недостаче багажа (грузобагажа) – в размере стоимости утраченных или недостающих вещей; при повреждении (порче) багажа (грузобагажа) – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных вещей – в размере их стоимости; при утрате багажа (грузобагажа) с объявленной стоимостью – в размере объявленной стоимости. Если на багаж не объявлена ценность и стоимость багажа документално не подтверждена, то возмещение ущерба производится за каждый недостающий килограмм в размере, установленном MПС РФ. Кроме этого, перевозчик возвращает получателю и плату за перевозку багажа (грузобагажа).

Если все же багаж (грузобагаж) прибыл после истечения 30-дневного срока, получатель может получить свои багаж (грузобагаж), но при этом он обязан возвратить перевозчику сумму, выплаченную ранее за багаж (грузобагаж) как за утерянный.

Если же получатель отказывается забрать прибывшие вещи,через 4 сут. после уведомления получателя о прибытии багажа (грузобагажа) железнодорожная станция вправе реализовать (грузобагаж) (однако для этого необходимы письменные документы об отказе получателя о прибытии багажа (грузобагажа) на случай возникновения споров).

На станции прибывший багаж и грузобагаж могут храниться бесплатно в течение суток (24 ч – не считая дня прибытия). Плата за хранение багажа сверх установленного срока производится в виде фиксированного сбора за каждые сутки.

Багаж и грузобагаж, не востребованные получателями в течение 30 дней с момента уведомления (в письменной форме) о прибытиях на станцию, подлежат реализации в соответствующем порядке. Для юридических лиц (организаций) этот срок составляет 10 дней.

Перевозка животных. Пассажиры могут провозить мелких домашних животных, собак и птиц в пассажирских вагонах при себе сверх установленной нормы ручной клади (за исключением СВ и вагонов с повышенной комфортностью) или в багажных вагонах. В любом случае для перевозки животного необходимо предъявить ветеринарное свидетельство соответствующей формы.

Если животные провозятся при себе, они должны быть помещены в ящики, корзины, клетки и свободно размещаться на местах, отведенных для перевозки ручной клади. Собаки, если они не помещены в тару, должны быть в намордниках, на цепочке или на поводке. Плата за перевозку мелких животных общей массой одного места до 20 кг в поездах дальнего следования производится из расчета как за 20 кг багажа, а массой более 20 кг – за фактическую массу. Провоз без оплаты домашних животных и птиц влечет наложение штрафа. После уплаты штрафа пассажир обязан оплатить провоз животного.

В поездах дальнего следования крупные собаки (в том числе служебные) могут перевозиться в нерабочем тамбуре первого за локомотивом вагона (не более двух собак) под наблюдением их владельца или сопровождающего или в отдельном купе купейного вагона (кроме вагонов повышенной комфортности) с оплатой полной стоимости всех мест в купе. В последнем случае дополнительная плата за животного не взимается.

Животные при пассажирах в пригородных поездах перевозятся по билетам, продаваемым в пригородных кассах по фиксированным ставкам, зависящим от расстояния.

Размеры тарифных ставок за провоз в пригородных поездах домашних животных и птиц, как уже отмечалось ранее, устанавливаются перевозчиком. Крупные собаки должны перевозиться в тамбурах пригородных поездов под наблюдением владельца или сопровождающего.

Собак-поводырей слепые пассажиры провозят с собой бесплатно в вагонах всех категорий. Диких животных перевозить в качестве ручной клади не разрешается.

В багажных вагонах пассажирских поездов перевозка домашних животных и птиц производится в специальных контейнерах или ящиках с поддонами, гарантирующими от порчи находящийся в вагоне багаж или грузобагаж. При этом кормление и уход за животными в процессе перевозки лежат на обязанности владельца или сопровождающего.

В багажных вагонах допускается перевозить пчел в переходный Донный период при температуре наружного воздуха не выше 10°С. Диких животных перевозить багажом не разрешается.

Всех животных принимают к перевозке не ранее чем за 1 ч до отправления поезда. На перевозку багажом животных выдают багажную квитанцию, в которой делают отметку «Собака в клетке», «Птица в клетке» и т.д. с указанием общей массы с тарой и числом провозимых животных и птиц.

Животные должны быть получены пассажиром на станции назначения немедленно по прибытии поезда, в котором они перевозились, но не позднее чем через 12 ч с момента прибытия. После этого времени они подлежат передаче торгующим организациям по акту. В случае утраты квитанции, по которой осуществлялась перевозка животных, они могут быть выданы пассажиру только по предъявлении доказательств принадлежности ему отправки под расписку с указанием фамилии, имени, отчества и постоянного места жительства.

Особенности перевозки ручной клади и багажа за рубежом. Следует иметь в виду, что в международной сообщении имеются некоторые особенности при перевозке ручной клади, багажа и грузобагажа. Так, общая масса ручной клади, провозимой бесплатно в вагонах, не должна превышать 35 кг для взрослого пассажира и 15 кг для детей до 12 лет. Каждое место ручнойклади при этом не должно превышать размера 100´40´60 см.

К перевозке в качестве багажа допускаются предметы, необходимые пассажирам во время поездки и содержащиеся в чемоданах, сумках, дорожных мешках, тюках или другой упаковке, массой одного багажного места не более 25 кг и размера, не превышающего 100´60´30 см. При этом количество мест на одного пассажира не должно быть более трех. В сообщениях с Бельгией, Боснией-Герцеговиной, Данией, Эстонией, Финляндией, Францией, Грецией, Великобританией, Италией, Югославией, Хорватией, Македонией, Нидерландами, Норвегией, Румынией, Швецией, Словенией, Испанией, Турцией и Венгрией перевозка и транзит багажа не разрешаются.

Провоз собак и некрупных домашних животных и птиц при себе разрешается лишь в том случае, если они находятся в подходящих перевозных средствах (клетках, ящиках, корзинах и т.п.) и досаждают соседним пассажирам своим запахом или шумом и никто из пассажиров не возражает против этого.

Провоз собак оплачивается вполцены от обычной стоимости проезда по 2-му классу, если в тарифе, дополнениях и приложениях к нему не предусмотрено ничего иного. Однако в сообщениях с Норвегией, Швецией, Финляндией, Великобританией и Испанией (за исключением проезда в спальном вагоне), а также в сообщении с Боснией-Герцеговиной, Югославией, Хорватией, Македонией и Словенией или транзитом через эти страны провозить с собой собак запрещается. В сообщении с Германией провоз собак не разрешается в поездах, для которых в расписании сделана отметка о запрете провоза собак, а также если собаки по своей породе агрессивны и опасны (бойцовые собаки).

Собак разрешается провозить в спальных вагонах, если их владельцами и остальными сопровождающими были приобретены билеты и плацкарты на все имеющиеся в наличии места в купе. Дополнительно за провоз собаки следует уплатить соответствующую провозную плату. Владелец собаки обязан следить за ней во время поездки. Он несет ответственность за возможный ущерб, вызванный перевозкой животного.

Перевозка животных в качестве багажа в международном сообщении запрещается.

Ответственность перевозчика при перевозке пассажирами багажа и грузобагажа. При возникновении обстоятельств, способных явиться основанием для ответственности перевозчика, последний должен составить коммерческий акт. Коммерческий акт составляется при обнаружении нарушений в состоянии багажа и грузобагажа, задержке в их выдаче или в случае их пропажи. В нем точно и подробно описываются все выявленные нарушения и обстоятельства, при которых обнаружена несохранность вещей (обнаружение может произойти как при выдаче багажа или грузобагажа, так и в пути следования при их осмотре). Коммерческий акт составляется в трех экземплярах, без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. Он является основным документом при предъявлении претензий и исков к перевозчику.

Коммерческий акт подписывают пассажир или получатель, если он участвовал в проверке перевозимых вещей, и перевозчик. Если перевозчик отказывается от составления коммерческого акта, получатель имеет право подать ему заявление в письменной форме в течение 3 сут.

В случаях нарушений, связанных с перевозкой пассажиров и багажа (задержка отправления или опоздание поезда, утрата, недостача, повреждение багажа, просрочка доставки багажа), пассажир имеет право либо сначала подать претензию к перевозчику, либо сразу обратиться с иском в суд. При нарушениях, связанных с перевозкой грузобагажа и грузов, отправитель или получатель обязан сначала предъявить претензию к перевозчику. При этом претензии могут быть предъявлены в течение 6 мес., за исключением претензий в отношении штрафов и пеней – в этом случае срок подачи претензий составляет 45 дней. К претензиям должны прилагаться соответствующие документы, в том числе коммерческие акты.

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и уве-1омить заявителя в письменной форме о результатах ее рассмотрения в течение 30 дней со дня получения претензии. Если перевозчик частично удовлетворил или совсем отклонил претензию, в уведомлении должно быть указано обоснование принятого решения со ссылкой на соответствующую статью «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» или другого нормативного документа, регулирующего перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа или грузов на железнодорожном транспорте.

Если заявитель не согласен с решением в отношении поданной претензии, а также в случае неполучения ответа на нее в течение 30 дней, он имеет право подать иск в суд на перевозчика. Срок подачи исков – 1 год со дня наступления событий, послужившего основаниями для предъявления претензии.

Следует иметь в виду, что возможны подачи исков перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям (в том числе к туристским фирмам), возникших в связи с перевозкой пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов. Например, иск может быть подан при перевозке запрещенных грузов, предметов; при нанесении материального ущерба имуществу перевозчика; при невыполнении заявки на перевозку и т.п. При этом железная дорога имеет право не предъявлять претензию, а сразу обратиться в суд с иском. Однако если в договоре есть пункт о первоначальном предъявлении претензии, то он должен выполняться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: