double arrow

Страхование гражданской ответственности перевозчика (CMR-страхование)


Количество перевозчиков имеющих действующий полис CMR-страхования постоянно увеличивается, однако не все грузовладельцы до конца понимают сущность данного вида страхования.

Страхование гражданской ответственности перевозчика (CMR-страхование)относится к добро­вольным видам страхования осуществляется по инициативе и желанию транспортной ком­пании.

Страховым случаем по данному виду страхова­ния является наступление ответственности пе­ревозчика за причинение вреда грузовладельцу в связи с экспедированием или перевозкой его грузов, обязанность возместить который предусмотрена национальным зако­нодательством и/или международными кон­венциями.

Объектом CMR-страхования является не перевозимый груз, а ответственность перевозчика.Следовательно, этим страхованием возмещаются те убытки, при возникновения которых появляется гражданская ответственность перевозчика, т.е. в случае повреждения (порчи), утраты груза; финансовые убытки в связи с просрочкой доставки груза, уплатой провозных платежей и понесением прочих расходов, связанных с перевозкой груза; выдачи груза неуполномоченному лицу.

Если перевозчик имеет действу­ющий полис CMR-страхования, то при повреждении груза и нанесении тем самым убытка грузовладельцу он вправе:возместить причиненный ущерб за счет собственных средств (или в случае с экспеди­тором – за счет средств привлеченного им перевозчика) или представить документы, подтверждающие нанесение ущерба, в страховую компанию, и последняя вместо перевозчика выплатит возмещение грузовладельцу.

Например, автомобиль с грузом стиральных машин из-за плохих дорожных условий скатился с обочины. Результат – утеря товарного вида большинства стиральных машин. Естественно, что в этом случае у перевозчика возникла ответственность возместить ущерб грузовладельцу. Поскольку перевозчик застраховал свою ответственность, ущерб возместила за него страховая компания.

Не все грузовладельцы до конца представляют себе все преимущества и недостатки данного вида страхования. Преимущества для грузовладельца при на­личии у перевозчика полиса страхования ответственности:

1. Дополнительные финансовые гарантии то­го, что в случае повреждения (утраты) груза возмещение будет выплачено (особенно это может быть актуально при работе с экспедитором, у которого размер уставного капита­ла и стоимость официально числящегося иму­щества в разы меньше возможного убытка).




2. Наличие и оплата страхового полиса с высокой долей вероятности подтверждают реальное существование транспортной ком­пании (т. е. позволяют минимизировать ри­ски работы с транспортными мошенниками). Объем ответственности страховой компании такой же, как и перевозчика.

3. При возникновении ущерба его размер и причины наступления могут быть бесплатно (для грузовладельца) установлены представи­телем страховой компании (сюрвейером).

Недостатки для грузовладельца при нали­чии у перевозчика полиса страхования ответ­ственности:

1. Для выплаты возмещения через страхов­щика транспортная компания запросит большой перечень документов, подготовка и рассмотрение которых могут увеличить сроки возмещения ущерба.

2. При отсутствии вины перевозчика в причинении ущерба (например, груз был поврежден при ДТП, совершенном по вине третьего лица) страховое возмеще­ние выплачено не будет.

3. При решении вопроса о размере страхового возмещения страховщик будет применять все ограничения и лимиты ответственности пере­возчика, установленные законодательством (например, лимит ответственности перевоз­чика исходя из веса груза).



Бытует такое мнение, что грузовладельцам, в целях минимизации рисков следует отдавать предпочтение перевозчикам, имеющим полис CMR-страхования, либо экспедиторам, работающим исключительно с перевозчиками, застраховавшими свою ответственность. Однако, тут же надо оговориться, что CMR-страхование при наступлении страхового случая не покрывает все убытки. Это следует учитывать при перевозке дорогостоящих грузов. В этом случае застрахованная ответственность перевозчика предполагает только частичное возмещение и для таких грузов необходимо дополнительное страхование непосредственно груза. Сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, выполняемых в соответствии с п. 3 ст. 23 Конвенции о договоре международной перевозке грузов автомобильным транспортом от 19 мая 1956 г. (далее – КДПГ), ограничена – она не может превышать 8,33 SDR за 1 кг веса брутто, что составляет ≈ 11,35 долл. Поэтому, при перевозке грузов, стоимостью более 11,35 долл. за 1 кг веса брутто, груз необходимо страховать дополнительно. Об этом, как правило, должен заботиться сам грузоотправитель.

Кроме того, часто страховая компания перевозчика признает факт причине­ния ущерба в качестве нестрахового случая. Чаще всего в договорах страхования ответственности встречающиеся следующие нестраховые случаи:

-преступные действий или бездействия перевозчика;

-обстоятельства непреодолимой силы (война, агрессия, вражеские действия иностранных сил, действия военного характера, вооруженные конфликты, гражданская война, массовые беспорядки, забастовки, террористические акты любого характера и др.);

-необъяснимая нехватка (пропажа) груза, особенно в случае его доставки c оригинальными пломбами или без внешних нарушений транспортного средства или упаковки груза, и это не зафиксировано компетентными службами – таможенными органами, пожарной службой, органами внутренних дел;

-транспортировки грузов нетрезвыми водителями;

-конфискация, арест, задержка, уничтожение груза по указанию государственных организаций, а так же таможенных штрафов, нарушений правил TIR-системы и других законов или другого вмешательства;

-кража груза и (или) документов груза, которая возникла из-за того, что автомобиль был оставлен без присмотра (стоял на неохраняемой стоянке);

-нарушение правил транспортировки, хранения груза, правила режима работы и других требований, которые предусмотрены в законах и международных конвенциях.

Стоимость полиса страхования ответствен­ности перевозчика зависит от размера и качества автопарка клиента, лимита ответственности по договору, стажа водителей, направления перевозок, категории перевозимых грузов и других факторов.

Признание страховой компанией факта причине­ния ущерба в качестве нестрахового случая и отказ в выплате возмещения не снимают ответственности с транспортной компании. В данном случае важно внимательно изучить причины отказа страховой компании. Если отказ вызван неисполнением перевоз­чиком условий страхования (например, несвоевременное информиро­вание о застрахованных перевозках, пере­возка грузов в транспортных средствах, не включенных в полис, и т. п.), либо грубой небрежностью/виной транспортной ком­пании в возникновении ущерба (например, водитель на некоторое время оставил транс­портное средство с грузом без присмотра), то необходимо не принимать во внимание решение страховой компании и продолжать требовать возмещения ущерба от перевозчи­ка.

Таким образом, грузовладельцам следует отдавать предпочтение перевозчикам, имеющим полис CMR-страхова­ния, лишь в том случае, когда лимита ответственности в соответствии п. 3 ст. 23 КДПГ (8,33 SDR за 1 кг веса брутто ≈11,35 долл.) достаточно для покрытия возможного ущерба при перевозке грузов. При превышении пределов ответственности, груз все равно следует страховать дополнительно.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: