Количество перевозчиков имеющих действующий полис CMR-страхования постоянно увеличивается, однако не все грузовладельцы до конца понимают сущность данного вида страхования.
Страхование гражданской ответственности перевозчика (CMR-страхование) относится к добровольным видам страхования осуществляется по инициативе и желанию транспортной компании.
Страховым случаем по данному виду страхования является наступление ответственности перевозчика за причинение вреда грузовладельцу в связи с экспедированием или перевозкой его грузов, обязанность возместить который предусмотрена национальным законодательством и/или международными конвенциями.
Объектом CMR-страхования является не перевозимый груз, а ответственность перевозчика. Следовательно, этим страхованием возмещаются те убытки, при возникновения которых появляется гражданская ответственность перевозчика, т.е. в случае повреждения (порчи), утраты груза; финансовые убытки в связи с просрочкой доставки груза, уплатой провозных платежей и понесением прочих расходов, связанных с перевозкой груза; выдачи груза неуполномоченному лицу.
|
|
Если перевозчик имеет действующий полис CMR-страхования, то при повреждении груза и нанесении тем самым убытка грузовладельцу он вправе: возместить причиненный ущерб за счет собственных средств (или в случае с экспедитором – за счет средств привлеченного им перевозчика) или представить документы, подтверждающие нанесение ущерба, в страховую компанию, и последняя вместо перевозчика выплатит возмещение грузовладельцу.
Например, автомобиль с грузом стиральных машин из-за плохих дорожных условий скатился с обочины. Результат – утеря товарного вида большинства стиральных машин. Естественно, что в этом случае у перевозчика возникла ответственность возместить ущерб грузовладельцу. Поскольку перевозчик застраховал свою ответственность, ущерб возместила за него страховая компания.
Не все грузовладельцы до конца представляют себе все преимущества и недостатки данного вида страхования. Преимущества для грузовладельца при наличии у перевозчика полиса страхования ответственности:
1. Дополнительные финансовые гарантии того, что в случае повреждения (утраты) груза возмещение будет выплачено (особенно это может быть актуально при работе с экспедитором, у которого размер уставного капитала и стоимость официально числящегося имущества в разы меньше возможного убытка).
2. Наличие и оплата страхового полиса с высокой долей вероятности подтверждают реальное существование транспортной компании (т. е. позволяют минимизировать риски работы с транспортными мошенниками). Объем ответственности страховой компании такой же, как и перевозчика.
|
|
3. При возникновении ущерба его размер и причины наступления могут быть бесплатно (для грузовладельца) установлены представителем страховой компании (сюрвейером).
Недостатки для грузовладельца при наличии у перевозчика полиса страхования ответственности:
1. Для выплаты возмещения через страховщика транспортная компания запросит большой перечень документов, подготовка и рассмотрение которых могут увеличить сроки возмещения ущерба.
2. При отсутствии вины перевозчика в причинении ущерба (например, груз был поврежден при ДТП, совершенном по вине третьего лица) страховое возмещение выплачено не будет.
3. При решении вопроса о размере страхового возмещения страховщик будет применять все ограничения и лимиты ответственности перевозчика, установленные законодательством (например, лимит ответственности перевозчика исходя из веса груза).
Бытует такое мнение, что грузовладельцам, в целях минимизации рисков следует отдавать предпочтение перевозчикам, имеющим полис CMR-страхования, либо экспедиторам, работающим исключительно с перевозчиками, застраховавшими свою ответственность. Однако, тут же надо оговориться, что CMR-страхование при наступлении страхового случая не покрывает все убытки. Это следует учитывать при перевозке дорогостоящих грузов. В этом случае застрахованная ответственность перевозчика предполагает только частичное возмещение и для таких грузов необходимо дополнительное страхование непосредственно груза. Сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, выполняемых в соответствии с п. 3 ст. 23 Конвенции о договоре международной перевозке грузов автомобильным транспортом от 19 мая 1956 г. (далее – КДПГ), ограничена – она не может превышать 8,33 SDR за 1 кг веса брутто, что составляет ≈ 11,35 долл. Поэтому, при перевозке грузов, стоимостью более 11,35 долл. за 1 кг веса брутто, груз необходимо страховать дополнительно. Об этом, как правило, должен заботиться сам грузоотправитель.
Кроме того, часто страховая компания перевозчика признает факт причинения ущерба в качестве нестрахового случая. Чаще всего в договорах страхования ответственности встречающиеся следующие нестраховые случаи:
-преступные действий или бездействия перевозчика;
-обстоятельства непреодолимой силы (война, агрессия, вражеские действия иностранных сил, действия военного характера, вооруженные конфликты, гражданская война, массовые беспорядки, забастовки, террористические акты любого характера и др.);
-необъяснимая нехватка (пропажа) груза, особенно в случае его доставки c оригинальными пломбами или без внешних нарушений транспортного средства или упаковки груза, и это не зафиксировано компетентными службами – таможенными органами, пожарной службой, органами внутренних дел;
-транспортировки грузов нетрезвыми водителями;
-конфискация, арест, задержка, уничтожение груза по указанию государственных организаций, а так же таможенных штрафов, нарушений правил TIR-системы и других законов или другого вмешательства;
-кража груза и (или) документов груза, которая возникла из-за того, что автомобиль был оставлен без присмотра (стоял на неохраняемой стоянке);
-нарушение правил транспортировки, хранения груза, правила режима работы и других требований, которые предусмотрены в законах и международных конвенциях.
Стоимость полиса страхования ответственности перевозчика зависит от размера и качества автопарка клиента, лимита ответственности по договору, стажа водителей, направления перевозок, категории перевозимых грузов и других факторов.
|
|
Признание страховой компанией факта причинения ущерба в качестве нестрахового случая и отказ в выплате возмещения не снимают ответственности с транспортной компании. В данном случае важно внимательно изучить причины отказа страховой компании. Если отказ вызван неисполнением перевозчиком условий страхования (например, несвоевременное информирование о застрахованных перевозках, перевозка грузов в транспортных средствах, не включенных в полис, и т. п.), либо грубой небрежностью/виной транспортной компании в возникновении ущерба (например, водитель на некоторое время оставил транспортное средство с грузом без присмотра), то необходимо не принимать во внимание решение страховой компании и продолжать требовать возмещения ущерба от перевозчика.
Таким образом, грузовладельцам следует отдавать предпочтение перевозчикам, имеющим полис CMR-страхования, лишь в том случае, когда лимита ответственности в соответствии п. 3 ст. 23 КДПГ (8,33 SDR за 1 кг веса брутто ≈11,35 долл.) достаточно для покрытия возможного ущерба при перевозке грузов. При превышении пределов ответственности, груз все равно следует страховать дополнительно.