Ведущую роль в осуществлении правового обеспечения и создании развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок занимает Устав железнодорожного транспорта, принятый Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ. Российский железнодорожный транспорт обеспечивает 39% всего совокупного грузооборота в нашей стране (с учетом трубопроводного транспорта). Названный нормативно-правовой акт определяет права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, регулирует взаимоотношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями и иными физическими и юридическими лицами.
В соответствии со ст. 3 Устава железнодорожного транспорта (УЖТ) регулирование перевозок осуществляется также на основании подзаконных нормативных правовых актов, в частности: правил перевозки грузов железнодорожным транспортом; правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом; правил оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; порядка перевозки почтовых отправлений и включения почтовых вагонов в поезда; Уставом воинских железнодорожных перевозок; правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и др.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Договор перевозки груза является публичным и оформляется транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза.
В настоящее время технологии оформления перевозок железнодорожным транспортом позволяют применять электронные накладные при наличии, конечно же, необходимых технических возможностей и соглашения об электронном обмене между перевозчиком и отправителем. При этом отправитель, сдавая груз, получает только квитанцию, по которой можно опознать груз и получить доступ к информации, занесенной в компьютер.
Перевозками в прямом железнодорожном сообщении являются в соответствии со ст. 2 УЖТ перевозки грузов между железнодорожными станциями в РФ с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу.
Кроме того, перевозки могут совершаться в непрямом смешанном сообщении в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида, а также выделяют специальные железнодорожные перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, либо железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Воинские железнодорожные перевозки представляют собой железнодорожные перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности.
Чтобы перевозка грузов железнодорожным транспортом состоялась, грузоотправитель должен представить перевозчику надлежащим образом оформленную заявку на перевозку грузов в необходимом количестве экземпляров. В заявке должно быть указано: количество вагонов и тонн; количество железнодорожных станций назначения; срок действия заявки (но не более чем 45 дней); другие предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведения.
Предусмотрены и сроки подачи заявок: в прямом железнодорожном сообщении — не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов, а в прямом международном сообщении, непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты — не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов. Заявка должна быть рассмотрена в течение 2 дней с момента подачи.
Сокращенные сроки представления заявок могут устанавливаться по просьбам грузоотправителей в случае срочной перевозки грузов перевозчики по согласованию с владельцами инфраструктур.
Провозная плата взимается в соответствии с установленными тарифами. Ставки основных тарифов предусмотрены Прейскурантом № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2)», утвержденным постановлением ФЭК РФ от 17 июня 2003 г. № 47-т/5. Плата за перевозку грузов по общему правилу носит авансовый (до момента приема грузов для перевозки) характер (если иное не предусмотрено соглашением сторон). Размеры сбора за хранение выгруженных грузов, платы за задержку вагонов, контейнеров могут быть увеличены перевозчиком в случае несвоевременного вывоза, выгрузки грузов; несвоевременного приема вагонов. Плата за железнодорожные перевозки негабаритных грузов определяется за фактически пройденное расстояние.
Большая часть погрузочно-разгрузочных работ при железнодорожных перевозках совершается на подъездных путях необщего пользования, но связанных с общей сетью железных дорог. Часть подъездных путей принадлежит владельцам инфраструктуры, а часть — крупным грузоотправителям. Грузовладельцы, имеющие собственные подъездные пути, заключают с перевозчиком договоры на их эксплуатацию в полном объеме, включая порядок содержания и ремонта.
Грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
По общему правилу погрузка грузов в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями либо грузополучателями (если иное не предусмотрено соглашением сторон при заключении договора перевозки груза). Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон. Специальные необходимые для перевозки приспособления (например, решетки для животных, вагонные печи) предоставляются отправителем. Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями и за их счет, если погрузка обеспечивается последними.
Так как перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки, на железнодорожном транспорте также действуют Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 27. Сроки зависят от расстояния, вида отправки, скорости перевозки. Для перевозки, например, скоропортящихся грузов, животных предусмотрена большая скорость перевозки. При перевозке негабаритных грузов сроки доставки определяются в каждом отдельном случае. Повышенной скоростью отличаются перевозки грузов маршрутными отправками. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Если фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, либо не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы, груз также считается доставленным в установленный срок.
За просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (причем неполные сутки считаются за полные), но в пределах установленной за перевозку данных грузов платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.
На железнодорожном транспорте возможна переадресация грузов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. Причем делать это может по письменному заявлению как отправитель, так и получатель (ст. 31 УЖТ), как в пути следования, так и на станции назначения по установленным правилам. Возникшие при этом расходы перевозчика возмещаются стороной, по инициативе которой осуществляется переадресовка грузов, в соответствии с договором.
На железнодорожном транспорте срок уведомления о прибытии груза в пункт назначения — не позднее чем 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза (ст. 34 УЖТ). Порядок и способы такого уведомления определяются по соглашению сторон. После своевременного уведомления о прибытии груз будет храниться на железнодорожной станции назначения бесплатно только в течение 24 часов. Свыше установленного срока хранение оплачивается по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством.
Ответственность всех участников процесса перевозки грузов железнодорожным транспортом предусмотрена не только седьмой главой Устава железнодорожного транспорта, но и Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 43.
В целях удостоверения различных, имеющих значение обстоятельств, возникающих в процессе перевозки грузов железнодорожным транспортом (например, повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения, при выгрузке груза и т.д.) составляется коммерческий акт непосредственно в тот же день (день обнаружения порчи или день выгрузки), а при невозможности — в течение следующих суток.
В соответствии с общим правилом до предъявления перевозчику иска в судебном порядке необходима обязательная подача в его адрес претензии с приложением всех документов, подтверждающих заявляемые требования. Согласно ст. 123 УЖТ претензии должны заявляться в течение 6 месяцев, а в отношении пеней и штрафов — в 45-дневный срок. Претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение 30 дней со дня получения.
Срок давности по искам, возникающим в связи с перевозкой грузов, установлен УЖТ в один год с момента наступления события, являющегося основанием для требований.