Освоение систем качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.Особенности стандартов ИСО серии 9000 в России

ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM).

Принято считать, что при разработке первой версии стандартов ISO 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов (BSI). В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.

Содержание

1 Версии стандартов ISO 90002 О природе стандартов ISO 90003 Стандарты, входящие в серию 3.1 Стандарты ISO серии 10000 (технологии поддержки)3.2 Дополнительные стандарты, изданные ТК 176 4 Национальные эквиваленты ISO 9000 4.1 Стандарты ISO серии 9000 в России4.2 Стандарты ISO 9000 в Беларуси 5 Роль сертификации по ISO 90016 См. также7 Примечания8 Ссылки Версии стандартов ISO 9000

Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась:

первая версия была подготовлена в 1987 году;вторая версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987 года.третья версия была разработана в 2000 году путем радикального пересмотра версии 1994 года;четвертая версия стандарта вышла разобщенно: в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах — стандарты ISO 9001 и 9004. Несмотря на ожидавшийся полный пересмотр версии 2000 года, ТК 176 решил ограничиться «косметическими» правками — исправлением неточностей и разночтений. Причинами отказа от существенных изменений и задержки с выпуском новой версии были названы желание продлить срок действия существующих сертификатов у организаций (то есть сохранить статус-кво в сертификационном бизнесе).

Стандарты ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования — ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных организаций занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Также существуют и независимые системы аккредитации.

О природе стандартов ISO 9000

Процессный подход согласно ISO 9000

Применение стандартов ISO/TC 176 в процессном подходе.

ISO 9000 не является стандартом качества собственно продукта[1] и непосредственно не гарантирует высокое качество продукции[2].

Соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 — тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году третьей версии стандартов ISO 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения

используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения[3]

Процессы создания продукции входят в цепь «поставщик — организация — потребитель» и на рисунке показаны как «выпуск продукции». Только данные процессы добавляют ценность, потому что создают то, что установлено в договоре с потребителем, остальное — вспомогательные, поддерживающие процессы.

Стандарты, входящие в серию ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования».ISO 9004. Содержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента». Стандарты ISO серии 10000 (технологии поддержки) ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организаций.ISO 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению.ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по программам качества.ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества проектов.ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту конфигурации.ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций (Стандарт на стадии проекта ISO/DIS 10008).ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию.ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы менеджмента качества.ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ.ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000.ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала (вступил в силу 1 сентября 2012[4][5]).ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг. Дополнительные стандарты, изданные ТК 176

ТК 176 издал один отраслевой стандарт для организаций-поставщиков автомобильной отрасли:

ISO/TS 16949:2009 Частные требования по применению ISO 9001:2008 для автомобильной промышленности и организаций, изготавливающих соответствующие запасные части. Национальные эквиваленты ISO 9000

Российские версии стандартов:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008[6] — аналог ISO 9000:2005 (подготовлен ОАО «ВНИИЛС» на основе перевода международного стандарта ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»)ГОСТ Р ИСО 9001-2008 — аналог ISO 9001:2008

Украинские версии стандартов:

ДСТУ ISO 9000:2007 — аналог ISO 9000:2005ДСТУ ISO 9001:2009 — аналог ISO 9001:2008

Белорусские версии стандартов:

СТБ ИСО 9000-2006 — аналог ISO 9000:2005СТБ ISO 9001-2009 — аналог ISO 9001:2008СТБ ISO 9004-2010 — аналог ISO 9004:2009 Стандарты ISO серии 9000 в

России

Как уже было сказано, в 2000 году вышла третья версия международных стандартов ISO серии 9000, в которую вошли: стандарт ISO 9000:2000, содержащий основные положения и словарь и стандарт ISO 9001:2000 с требованиями к системам качества. После этого эти стандарты были частично доработаны и в настоящее время действует новая версия стандартов: стандарт ISO 9000:2005 и ISO 9001:2008, аналогичные предыдущим стандартам версии 2000 года. Эти стандарты как и прежние, утверждены в России в качестве национальных стандартов (ГОСТ Р)

В России сертификацией систем менеджмента (качества — по ISO 9001, окружающей среды — по ISO 14001, информационной безопасности — по ISO/IEC 27001) занимаются аккредитованные в Росстандарте организации. Сертификаты, выдаваемые аккредитованными в Росстандарте компаниями, не являются международными. Такие сертификаты выдаются на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и действуют только на территории РФ.

Стандарты ISO 9000 в Беларуси

Внедрение серии международных стандартов ISO 9000 в Беларуси осуществляется путем издания на их основе государственных стандартов Республики Беларусь.

Сертификация на соответствие государственному стандарту СТБ ISO 9001-2009 проводится аккредитованными органами по сертификации систем менеджмента. Аккредитация органов по сертификации проводится в рамках Национальной системы подтверждения соответствия.

Роль сертификации по ISO 9001

Сертификат соответствия требованиям ISO 9001 необходим предприятиям:

работающим на таких рынках или с такими заказчиками, которые требуют наличия такого сертификата;работающим в секторах экономики, государственно или корпоративно регулируемых таким образом, что наличие сертификата соответствия ISO 9001 является обязательным. См. также TQM — Всеобщее управление качествомITILITSMGMPСертификат ИСО Примечания

↑ Вадим Лапидус: Управление качеством как высшая форма проявления регулярного менеджмента↑ Гарантирует ли ISO 9001 высокое качество услуг или продукции?↑ Выбор и применение стандартов ISO серии 9000 2009. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.↑ TÜV SÜD Ukraine: ISO 10018:2012 — человеческий фактор↑ Новый стандарт ISO 10018:2012↑ В российской версии стандартов цифры пишутся через дефис а в международной — через двоеточие.

Ссылки ГОСТ Р ISO 9001-2008 Системы менеджмента качества. ТребованияГОСТ Р ISO 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарьА. В. Гарин. Роль стандарта ISO 9001 в цепи поставокНациональный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь (тексты изданных в Беларуси стандартов ISO 9000).Обзор ISO 2010 (статистическая информация о сертификации систем менеджмента организаций в мире). [показать] Стандарты ISO

Категории: Стандарты ISOУправление качеством


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: