Жизненный цикл организации

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ос­лабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немно­гие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изме­нений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться — процветают, негибкие — исчезают. Какие-то орга­низации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится Организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства со­ответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено Понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых измене­ний с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что су­ществуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим Образом связан с жизненным циклом продукции — временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производ­ства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл про­дукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл Продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой де­ятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых струк­турных звеньев.

Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в ли­тературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для Объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют неко­торые исключительные характеристики, которые требуют определен­ной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие времен­ные отрезки предусматривает следующие этапы.

Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, про­движение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ре­сурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы
предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, не­
формальными. Члены организации затрачивают много времени на
развитие механических контактов и демонстрируют высокие обяза­тельства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации ста­билизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор де­
лается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по вы­
работке и принятию решений становятся ведущими компонентами
организации. Возрастает роль высшего руководящего звена органи­зации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск
Продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура стано­вится более комплексной и отработанной. Механизм принятия реше­ний децентрализован.

5. Этапупадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка
организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или
услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования
новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, осо­бенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко
увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимаю­щие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и
Принятия решений централизован.

Основные этапы жизненного цикла организации графически пред­ставлены на рис. 1.16. На рисунке часть кривой, имеющая положитель­ный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организа­ции, другая ее часть с отрицательным наклоном — стадия упадка орга­низации.

6.При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому раз­витию. При этом решаются две задачи — обеспечение доступа к необ­ходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной инфор­мации. Для анализа ситуации может быть использована табл. 1.6.


Таблица 1.6

Анализ ситуации на стадии создания организации

Направления и этапы Цель Методы Результаты
1. Выбор товара или услуги Определить нишу на рынке Изучить объем продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара с рынка Возможный объем продаж товара
2. Оценка действий конкурентов Определить возможности конкурентов для занятия данной ниши на рынке Изучить работу анало­гичных предприятий: их технологию, органи­зацию, качество продук­ции, затраты, снабжение, сбыт, исследования и ин-фраструктурные связи Доминирую­щий фактор конкуренции
Анализ схемы предпринима­тельства Определить требуемые ресурсы и воз­можность их по­лучения Изучить возможности создания технологии (или приобретения, ус­тановки оборудования, его пуска и эксплуата­ции), обеспечения сырьем, материалами, помещениями, услугами, капиталом Формирование всей сис­темы исход­ных условий и предпосы­лок
4. Анализ общего окружения Определить значимость внешних факторов Изучить состояние госу­дарственно-политичес­ких, экономических, тех­нологических и иных факторов. Определить характер тенденций их развития и ожиданий Неопределен­ность значений факторов. Ста­бильность зна­чений факторов. Темпы измене­ний значений факторов

Переходя к созданию условий для экономического роста, к обес­печению высокого качества товаров и услуг, организация должна вы­брать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого эта­па. Этот выбор предопределяется условиями, показанными в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Характеристики Тип управления
Оперативный Стратегический
Основное назначение Максимизация прибыли Максимизация прибыли с уче­том интересов социума
Основной способ достижения цели Оптимизация использования внутренних ресурсов Установление динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением
Важность фактора времени Не самый важный фактор в конкуренции Важнейший фактор в конкурентной борьбе
Краткосрочная оценка эффективности Прибыльность Точность предвидения изменений во внутренней среде и время адаптации к измене­ниям во внешней среде, ка­чество товаров и услуг
Отношение к персоналу Работники - один из ресурсов организации Работники - важнейший ресурс организации

Главным же критерием при выборе типа управления должно быть Поддержание стабильного баланса между постоянством и новшества­ми, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одно­временным планированием будущего.

Зрелость организации проявляется в том, что упор делается на Эффективность инноваций и стабильность, увеличивается выпуск Продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выяв­ляют новые возможности организационного развития. Все это наце­ливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, Сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректиро­вать структуру управления организации, упразднять органы, выпол­нившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые под­разделения, идти на создание временных целевых структурных еди­ниц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития И т. п.

Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характер­ные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:

• снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;

• увеличивается конкурентная сила поставщиков;

• повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;

• возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;

• усложняется процесс создания товарных инноваций;
• снижается прибыльность.

Стадии жизненного цикла организации можно представить более детально (табл. 1.8).

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количест­во неудач происходит в течение первых лет после возникновения ор­ганизации. Из мировой статистики известно, что огромное число ор­ганизаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетент­ности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие ма­лого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти пред­приятий - в течение пяти лет своего существования. Задачей этого Периода является достижение быстрого успеха, а его целями - здо­ровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой

Отрочество. Во время этого переходного периода рост организа­ции осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Орга­низация все больше набирает силу, однако координация проводится Ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры посте­пенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается плани­рование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на ра­боту новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым Составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и кон­троль.

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода - экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых из­меряются полученной прибылью. Используются многие общеприня­тые методы оценки эффективности, должностные инструкции, деле­гирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремле­нию добиваться успеха любой ценой.

Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит HI данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децент­рализация Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала - более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыду­щими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благо­душия. Несмотря на то, что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнориру­ются руководством.

Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно сознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффек­тивная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям — все это, вместе взятое, создает условия для «закупор­ки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате органи­зация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.

Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполно­моченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обос­нованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраи­ваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

На стадии создания организации руководитель должен:

• тщательно изучить потребительский спрос на данную продук­цию или услуги на конкретных рынках;

• собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях
конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурса­
ми и стратегией компании;

• взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стра­тегию;

• принять необходимые меры по привлечению дополнительных
ресурсов за счет внутренних и внешних источников;

• рационально организовать управленческий процесс, включая
расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный
механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов.

На стадии роста организации на первый план в деятельности ру­ководителя выступают:

♦решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреп­лять и развивать заинтересованность работников;

?обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества выпускаемой
продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;

?оптимизация соотношения между централизацией и децентра­лизацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных струк­тур управления, информационных технологий и т. д.

На стадии зрелости руководитель организации должен:

• систематически и в первоочередном порядке следить за поведением конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в перспективные планы организации;

• проанализировать необходимость и возможности технического
перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства;

• совместно с потребителями определять производственную и
научно-техническую политику организации;

• создать необходимые условия для поддержания и укрепления
[интеллектуального потенциала организации, эффективной работы
i целевых команд, использования матричных структур и т. п.

На стадии упадка организации происходит определенная центра­лизация управления компанией и в этих условиях руководитель:

•рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и со­
средоточения деятельности компании на направлении, которое сулит
наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;

•изучает возможности слияния с другими компаниями, сужения
номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить
и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;

•приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, в установлении связей с новыми рынками и поставщиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: