Одновременно зацепляющихся пар зубьев

Окружная скорость колес V, м/с Степень точности k k,
До 5   1,03 1,07 1,13 1,07 1,22 1,35
Свыше 5 до 10   1,05 1,10 1,20 1,25
Свыше 10 до 15   1,08 1,15 1,25 1,40

Таблица 4.2.8

Значения коэффициентов kHV и kFV,

учитывающих внутренние динамические нагрузки зацепления при Н≤ 350НВ2ср

Степень точности Коэффициент Окружная скорость V, м/с
           
  kHV kFV 1,03 1,01 1,06 1,02 1,06 1,02 1,13 1,05 1,12 1,03 1,26 1,10 1,17 1,04 1,40 1,15 1,23 1,06 1,58 1,20 1,28 1,07 1,67 1,25
  kHV kFV 1,04 1,02 1,08 1,03 1,07 1,03 1,16 1,06 1,14 1,05 1,33 1,11 1,21 1,06 1,50 1,16 1,29 1,07 1,67 1,22 1,36 1,08 1,80 1,27
  kHV kFV 1,04 1,01 1,10 1,03 1,08 1,02 1,20 1,06 1,16 1,04 1,38 1,11 1,24 1,06 1,58 1,17 1,32 1,07 1,78 1,23 1,40 1,08 1,96 1,29
  kHV kFV 1,05 1,01 1,13 1,04 1,10 1,03 1,28 1,07 1,20 1,05 1,50 1,14 1,30 1,07 1,77 1,21 1,40 1,09 1,98 1,28 1,50 1,12 2,25 1,35
Примечание. В числителе приведены данные для прямозубых колес, в знаменателе — для косозубых.

Допускаемая недогрузка передачи (σН < [ σ ]Н) не более 10 % и перегрузка (σН > [ σ ]Н) до 5 %. Если условие прочности не выполняется, то следует изменить ширину венца колесаb 2. Если эта мера не даст должного результата, то нужно либо увеличить межосевое расстояние а W, либо выбрать другие материалы для колес или другой вид термообработки, пересчитать допускаемые контактные напряжения и повторить весь рас­чет передачи.

4.2.14. Проверить напряжения изгиба зубьев шестерни σF1 и колеса σF2, Мпа:

где: а) m — модуль зацепления, мм; b2 — ширина зубчатого венца, мм; F1 — окружная сила в зацеплении, Н;

б) k — коэффициент, учитывающий распределение на­грузки между зубьями. Для прямозубых колес k = 1. Для косозубых k зависит от степени точности передачи и от ско­рости колес V, м/с (табл. 4.2.7);

в) k — коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба (рис. 4.2.1, в, г). Для прирабатывающих зубьев колес k =1;

г) kFV — коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (табл. 4.2.8);

д) YF1 и YF2 — коэффициенты формы зуба шестерни и ко­леса. Определяются по таблице 4.2.9 интерполированием в зависимости от числа зубьев шестерни z1 и z2 для прямозубых колес. Для косозубых — в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни и колеса , где β — угол наклона зубьев;

е) Yβ = 1- β° /140° — коэффициент, учитывающий наклон зуба. Для прямозубых колес Yβ = 1;

ж) [ σ ] F1 и [ σ ] F2 — допускаемые напряжения изгиба шестер­ни и колеса, МПа (табл. 4.1.4).

Таблица 4.2.9

Коэффициенты формы зуба YF1 и YF2

z или zv                    
YF 4,28 4,27 4,07 3,98 3,92 3,90 3,88 3,81 3,80 3,78
z или zv                    
YF 3,75 3,70 3,66 3,65 3,62 3,62 3,61 3,61 3,60 3,60

Если при проверочном расчете σF значительно меньше [ σ ] F, то это допустимо, так как нагрузочная способность большинства зубчатых передач ограничивается контактной прочностью. Если σF > [ σ ] F свыше 5 %, то надо увеличить m, соответственно пересчитать число зубьев шестерни и колеса и повторить проверочный расчет на изгиб. При этом межосевое расстояние не изменяется, а следовательно, не нарушается контактная прочность передачи.

4.2.15. Проверка прочности зубьев при перегрузках.

— максимальные контактные напряжения, МПа:

;

— максимальные напряжения изгиба, МПа:

,

где [ σ ] НРmах и [ σ ] FРmах — максимальные допускаемые напряже­ния при перегрузках (табл. 4.1.1).

4.2.16. Силы в зацеплении зубчатых колес:

— уточненный крутящий момент на шестерне, Нм:

Т = Т1 и / ид;

окружные силы, Н:

Ft1 = 2·103 Т / dW1; Ft2 = 2·103 Т / dW2;

— радиальные силы, Н:

Fr1 = Ft1 tgα / cosβ; Fr2 = Ft2 tgα / cosβ; (α = 20°);

— осевые силы, Н:

Fа1 = Ft1 tgβ; Fа2 = Ft2 tgβ.

4.2.17. Параметры зубчатой передачи представить в таб­личной форме (табл. 4.2.10).

4.2.18. По данным таблицы 4.2.10 вычертить схему разра­ботанной цилиндрической зубчатой передачи. Пример показан на рисунке 4.2.3.

Рис. 4.2.3. Геометрические параметры

цилиндрической зубчатой передачи

Таблица 4.2.10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: