Окружная скорость колес V, м/с | Степень точности | kHα | kFα, |
До 5 | 1,03 1,07 1,13 | 1,07 1,22 1,35 | |
Свыше 5 до 10 | 1,05 1,10 | 1,20 1,25 | |
Свыше 10 до 15 | 1,08 1,15 | 1,25 1,40 |
Таблица 4.2.8
Значения коэффициентов kHV и kFV,
учитывающих внутренние динамические нагрузки зацепления при Н≤ 350НВ2ср
Степень точности | Коэффициент | Окружная скорость V, м/с | |||||
kHV kFV | 1,03 1,01 1,06 1,02 | 1,06 1,02 1,13 1,05 | 1,12 1,03 1,26 1,10 | 1,17 1,04 1,40 1,15 | 1,23 1,06 1,58 1,20 | 1,28 1,07 1,67 1,25 | |
kHV kFV | 1,04 1,02 1,08 1,03 | 1,07 1,03 1,16 1,06 | 1,14 1,05 1,33 1,11 | 1,21 1,06 1,50 1,16 | 1,29 1,07 1,67 1,22 | 1,36 1,08 1,80 1,27 | |
kHV kFV | 1,04 1,01 1,10 1,03 | 1,08 1,02 1,20 1,06 | 1,16 1,04 1,38 1,11 | 1,24 1,06 1,58 1,17 | 1,32 1,07 1,78 1,23 | 1,40 1,08 1,96 1,29 | |
kHV kFV | 1,05 1,01 1,13 1,04 | 1,10 1,03 1,28 1,07 | 1,20 1,05 1,50 1,14 | 1,30 1,07 1,77 1,21 | 1,40 1,09 1,98 1,28 | 1,50 1,12 2,25 1,35 | |
Примечание. В числителе приведены данные для прямозубых колес, в знаменателе — для косозубых. |
Допускаемая недогрузка передачи (σН < [ σ ]Н) не более 10 % и перегрузка (σН > [ σ ]Н) до 5 %. Если условие прочности не выполняется, то следует изменить ширину венца колесаb 2. Если эта мера не даст должного результата, то нужно либо увеличить межосевое расстояние а W, либо выбрать другие материалы для колес или другой вид термообработки, пересчитать допускаемые контактные напряжения и повторить весь расчет передачи.
|
|
4.2.14. Проверить напряжения изгиба зубьев шестерни σF1 и колеса σF2, Мпа:
где: а) m — модуль зацепления, мм; b2 — ширина зубчатого венца, мм; F1 — окружная сила в зацеплении, Н;
б) kFα — коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Для прямозубых колес kFα = 1. Для косозубых kFα зависит от степени точности передачи и от скорости колес V, м/с (табл. 4.2.7);
в) kFβ — коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба (рис. 4.2.1, в, г). Для прирабатывающих зубьев колес kFβ =1;
г) kFV — коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи (табл. 4.2.8);
д) YF1 и YF2 — коэффициенты формы зуба шестерни и колеса. Определяются по таблице 4.2.9 интерполированием в зависимости от числа зубьев шестерни z1 и z2 для прямозубых колес. Для косозубых — в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни и колеса , где β — угол наклона зубьев;
е) Yβ = 1- β° /140° — коэффициент, учитывающий наклон зуба. Для прямозубых колес Yβ = 1;
ж) [ σ ] F1 и [ σ ] F2 — допускаемые напряжения изгиба шестерни и колеса, МПа (табл. 4.1.4).
Таблица 4.2.9
Коэффициенты формы зуба YF1 и YF2
z или zv | ||||||||||
YF | 4,28 | 4,27 | 4,07 | 3,98 | 3,92 | 3,90 | 3,88 | 3,81 | 3,80 | 3,78 |
z или zv | ||||||||||
YF | 3,75 | 3,70 | 3,66 | 3,65 | 3,62 | 3,62 | 3,61 | 3,61 | 3,60 | 3,60 |
Если при проверочном расчете σF значительно меньше [ σ ] F, то это допустимо, так как нагрузочная способность большинства зубчатых передач ограничивается контактной прочностью. Если σF > [ σ ] F свыше 5 %, то надо увеличить m, соответственно пересчитать число зубьев шестерни и колеса и повторить проверочный расчет на изгиб. При этом межосевое расстояние не изменяется, а следовательно, не нарушается контактная прочность передачи.
|
|
4.2.15. Проверка прочности зубьев при перегрузках.
— максимальные контактные напряжения, МПа:
;
— максимальные напряжения изгиба, МПа:
,
где [ σ ] НРmах и [ σ ] FРmах — максимальные допускаемые напряжения при перегрузках (табл. 4.1.1).
4.2.16. Силы в зацеплении зубчатых колес:
— уточненный крутящий момент на шестерне, Нм:
Т1у = Т1 и / ид;
— окружные силы, Н:
Ft1 = 2·103 Т1у / dW1; Ft2 = 2·103 Т2у / dW2;
— радиальные силы, Н:
Fr1 = Ft1 tgα / cosβ; Fr2 = Ft2 tgα / cosβ; (α = 20°);
— осевые силы, Н:
Fа1 = Ft1 tgβ; Fа2 = Ft2 tgβ.
4.2.17. Параметры зубчатой передачи представить в табличной форме (табл. 4.2.10).
4.2.18. По данным таблицы 4.2.10 вычертить схему разработанной цилиндрической зубчатой передачи. Пример показан на рисунке 4.2.3.
Рис. 4.2.3. Геометрические параметры
цилиндрической зубчатой передачи
Таблица 4.2.10