Основные конструктивные элементы колеса — обод, ступица и диск.
Обод воспринимает нагрузку от зубьев и должен быть достаточно прочным и в то же время податливым, чтобы способствовать равномерному распределению нагрузки по длине зуба. Жесткость обода обеспечивает его толщина q.
Ступица служит для соединения колеса с валом и может быть равна ширине обода (рис. 4.3.1, а) и расположена несимметрично (рис. 4.3.1, б) или симметрично (рис. 4.3.1, в) относительно обода. На рисунке 4.3.1 показаны также установочные базы.
а | б | в |
Рис. 4.3.1. Виды ступиц зубчатых колес:
а — длина ступицы равна ширине венца; б, в — длина ступицы больше ширины венца; x, y, z — установочные базы
Это определяется технологическими или конструктивными условиями.
Диск соединяет обод и ступицу. Его толщина с определяется в зависимости от способа изготовления колеса. Иногда в дисках колес выполняют отверстия, которые используют при транспортировке и обработки колес, а при больших размерах и для уменьшения массы. Острые кромки на торцах ступицы и углах обода притупляют фасками n, размеры которых выбирают по таблице 4.3.1.
Таблица 4.3.1