Психологические

Мотивы выбора СМИ и отдельных материалов

Особенности восприятия, понимания, использования информации.

К ним относятся: мотивы выбора СМИ и отдельных материалов, особенности восприятия.

Мотивы обращения к СМИ относятся:

1. Развлекательный – содержит мотивы, опирающиеся на потребность в эмоциональной разрядке: отдохнуть, развлечься, уйти от повседневных забот.

2. Социальной идентификации – мотивы, связанные с потребностью найти в материалах СМИ свои референтные группы

3. Утилитарный – содержатся практические, бытовые потребности человека.

4. Самопознания и самоутверждения – сосредоточены мотивы, связанные с потребностью человека утвердиться в своих взглядах, ценностях и лучше познать себя, наблюдая за другими.

5. Информационный – в основе лежит потребность в получении информации для необходимой ориентировки в мире социальных явлений и событий

6. Коммуникативный – связанные с потребностью человека в контакте с другими людьми: виртуально встретиться с известными людьми, обсудить увиденное и услышанное с другими, уйти от одиночества.

В основе большинства мотивов обращения к СМИ лежат такие потребности, как:

потребность в информации (информационный мотив)

потребность в общении с другими людьми (коммуникативный мотив)

потребность в развлечении (развлекательный мотив)

При этом респонденты, как правило, одновременно, указывают на несколько мотивов обращения к СМИ.

Главный мотив обращения аудитории к СМИ – информационный интерес, не имеющий социальной детерминации.

Главным условием возникновения такого интереса является принятие читателем (слушателем, зрителем) определенной роли.

Психология массовой коммуникации

Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непредсказуемость своих эффектов.

В современных условиях возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.

Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный характер. (многовекторность массовой коммуникации)

В психологии субъект и объект исследования сливаются друг с другом.

Коммуникатор – цель – смысл сообщения – воплощение в форму (знаковую систему).

Мысль, задумка, еще не выраженная в знаках называется интенцией.

Процесс формулировки сообщения называется кодированием.

Для того, чтобы коммуникация достигла своей цели происходит выбор формы, доступной до реципиентом.

Коммуникативные позиции отличаются друг от друга:

· Последовательностью: во-первых, они различаются последовательностью определения цели и смысла.

· Коммуникативная позиция во многих определяет тщательность анализа информации, входящей в состав сообщения, коммуникатор анализирует ее более тщательно, чем реципиент.

Цели участников коммуникации:

· Передача сообщения может преследовать разные цели:

· Передача и получение информации. Существуют нормы речевой коммуникации, позволяющие реализовать эту функцию. В соответствии с этим:

· Содержать ровно столько, сколько требуется

· Быть правдивым

· Быть релевантным, т.е. соответствовать теме коммуникации

· Быть понятным

Цели:

· Социализация: формирование и изменение социальных установок (аттитюдов), формирование поведенческих навыков у коммуникатора

· Изменение когнитивной активности коммуникатора и реципиента

· Изменение эмоционального состояния коммуникатора и реципиента

· Побуждение реципиента к какому-либо действию, организация деятельности.

· Общение ради общения, при котором люди получают удовольствие от самого процесса коммуникации.

· Влияние на самооценку и определение статуса рецепции: сообщение может понижать или повышать самооценку реципиента.

· Выражение отношения к реципиенту, в том числе стремление оказать эмоциональную поддержку.

· Поддержание коммуникатором своего статуса и самооценки. Например, студенты с хорошими коммуникативными навыками чаще имеют высокий и реже – низкий социометрический статус в группе, чем люди с плохими навыками.

· Самораскрытие коммуникатора, выражение своих переживаний, а также само презентация.


Манипулятор:

Лицемерие

Безразличие

Зависимость

Пессимизм

Актуализатор:

Искренность

Интерес

Независимость в своих мыслях, действиях

Оптимизм



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: