Мотивы выбора СМИ и отдельных материалов
Особенности восприятия, понимания, использования информации.
К ним относятся: мотивы выбора СМИ и отдельных материалов, особенности восприятия.
Мотивы обращения к СМИ относятся:
1. Развлекательный – содержит мотивы, опирающиеся на потребность в эмоциональной разрядке: отдохнуть, развлечься, уйти от повседневных забот.
2. Социальной идентификации – мотивы, связанные с потребностью найти в материалах СМИ свои референтные группы
3. Утилитарный – содержатся практические, бытовые потребности человека.
4. Самопознания и самоутверждения – сосредоточены мотивы, связанные с потребностью человека утвердиться в своих взглядах, ценностях и лучше познать себя, наблюдая за другими.
5. Информационный – в основе лежит потребность в получении информации для необходимой ориентировки в мире социальных явлений и событий
6. Коммуникативный – связанные с потребностью человека в контакте с другими людьми: виртуально встретиться с известными людьми, обсудить увиденное и услышанное с другими, уйти от одиночества.
|
|
В основе большинства мотивов обращения к СМИ лежат такие потребности, как:
потребность в информации (информационный мотив)
потребность в общении с другими людьми (коммуникативный мотив)
потребность в развлечении (развлекательный мотив)
При этом респонденты, как правило, одновременно, указывают на несколько мотивов обращения к СМИ.
Главный мотив обращения аудитории к СМИ – информационный интерес, не имеющий социальной детерминации.
Главным условием возникновения такого интереса является принятие читателем (слушателем, зрителем) определенной роли.
Психология массовой коммуникации
Массовая коммуникация как социально-психологический феномен предполагает постоянную динамику и непредсказуемость своих эффектов.
В современных условиях возможности массовой коммуникации могут быть реализованы с максимальным эффектом, соответствующие технологии выстраиваются с учетом психологии массовой коммуникации.
Отличительной чертой массовой коммуникации является ее не однонаправленный характер. (многовекторность массовой коммуникации)
В психологии субъект и объект исследования сливаются друг с другом.
Коммуникатор – цель – смысл сообщения – воплощение в форму (знаковую систему).
Мысль, задумка, еще не выраженная в знаках называется интенцией.
Процесс формулировки сообщения называется кодированием.
Для того, чтобы коммуникация достигла своей цели происходит выбор формы, доступной до реципиентом.
Коммуникативные позиции отличаются друг от друга:
|
|
· Последовательностью: во-первых, они различаются последовательностью определения цели и смысла.
· Коммуникативная позиция во многих определяет тщательность анализа информации, входящей в состав сообщения, коммуникатор анализирует ее более тщательно, чем реципиент.
Цели участников коммуникации:
· Передача сообщения может преследовать разные цели:
· Передача и получение информации. Существуют нормы речевой коммуникации, позволяющие реализовать эту функцию. В соответствии с этим:
· Содержать ровно столько, сколько требуется
· Быть правдивым
· Быть релевантным, т.е. соответствовать теме коммуникации
· Быть понятным
Цели:
· Социализация: формирование и изменение социальных установок (аттитюдов), формирование поведенческих навыков у коммуникатора
· Изменение когнитивной активности коммуникатора и реципиента
· Изменение эмоционального состояния коммуникатора и реципиента
· Побуждение реципиента к какому-либо действию, организация деятельности.
· Общение ради общения, при котором люди получают удовольствие от самого процесса коммуникации.
· Влияние на самооценку и определение статуса рецепции: сообщение может понижать или повышать самооценку реципиента.
· Выражение отношения к реципиенту, в том числе стремление оказать эмоциональную поддержку.
· Поддержание коммуникатором своего статуса и самооценки. Например, студенты с хорошими коммуникативными навыками чаще имеют высокий и реже – низкий социометрический статус в группе, чем люди с плохими навыками.
· Самораскрытие коммуникатора, выражение своих переживаний, а также само презентация.
Манипулятор:
Лицемерие
Безразличие
Зависимость
Пессимизм
Актуализатор:
Искренность
Интерес
Независимость в своих мыслях, действиях
Оптимизм