Уставные(конституционные) суды субъектов РФ

В соответствии с Конституцией РФ одной из основ современ­ного государственного

устройства России является признание пра­ва входящих в ее состав республик

иметь свои конституции и законодательство, а других субъектов Федерации

уставы и законодательство. Другими словами, допускается возможность

существования локаль­ных правовых систем, включающих в себя множество

нормативных актов и, естественно, нуждающихся в четкой внутренней

согласован­ности, без которой невозможно обеспечение того, что принято счи­тать

законностью.

Идея их учреждения начала возникать вскоре после того, как в конце 80-х —

начале 90-х гг. обозначился процесс поиска эффек­тивных форм конституционного

контроля. Уже тогда и несколько позднее стали появляться в республиках, краях

и областях квази­судебные и судебные органы, бравшие на себя функцию

обеспече­ния соответствия местных правовых актов республиканским

консти­туциям и подобным актам, принимавшимся в других субъектах Фе­дерации.

Назывались они по-разному — не только конституционны­ми судами, но и

комитетами конституционного надзора, уставными палатами, конституционными

палатами.

Первый официальный шаг по признанию легитимности такого рода органов сделан

31 декабря 1996 г., когда состоялось подписа­ние Президентом РФ Закона о

судебной системе

В ч. 2 ст. 4 этого Закона отмечено, что составной частью судеб­ных систем

субъектов Российской Федерации могут быть консти­туционные (уставные) суды

субъектов Российской Федерации

К полномочиям отнесено рассмотре­ние вопросов о соответствии конституции

(уставу) субъекта Феде­рации:

• принятых в нем законов;

• нормативных правовых актов его органов государственной власти;

• нормативных правовых актов органов местного самоуправ­ления;

• а также вопросов толкования конституции (устава).

Порядок рассмотрения вопросов такого рода должен опреде­ляться законами

субъектов Федерации Финансирование этих судов возложено также на субъекты

Федерации.

Решение конституционного (уставного) суда, принятое в преде­лах предоставленных

ему полномочий, не может быть отменено ника­ким другим судом (ч. 4 ст.

27 Закона). Этим подчеркивается автоном­ность таких судов от всех других судов,

в том числе Конституцион­ного Суда РФ.

Практически формирование рассматриваемых судов идет край­не медленно. Реально

они возникли лишь в нескольких субъектах Федерации, например, в Республике

Карелия, Свердловской обла­сти, Кабардино-Балкарской Республике, Республике

Коми, Респуб­лике Башкортостан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: