В соответствии с Конституцией РФ одной из основ современного государственного
устройства России является признание права входящих в ее состав республик
иметь свои конституции и законодательство, а других субъектов Федерации
— уставы и законодательство. Другими словами, допускается возможность
существования локальных правовых систем, включающих в себя множество
нормативных актов и, естественно, нуждающихся в четкой внутренней
согласованности, без которой невозможно обеспечение того, что принято считать
законностью.
Идея их учреждения начала возникать вскоре после того, как в конце 80-х —
начале 90-х гг. обозначился процесс поиска эффективных форм конституционного
контроля. Уже тогда и несколько позднее стали появляться в республиках, краях
и областях квазисудебные и судебные органы, бравшие на себя функцию
обеспечения соответствия местных правовых актов республиканским
конституциям и подобным актам, принимавшимся в других субъектах Федерации.
|
|
Назывались они по-разному — не только конституционными судами, но и
комитетами конституционного надзора, уставными палатами, конституционными
палатами.
Первый официальный шаг по признанию легитимности такого рода органов сделан
31 декабря 1996 г., когда состоялось подписание Президентом РФ Закона о
судебной системе
В ч. 2 ст. 4 этого Закона отмечено, что составной частью судебных систем
субъектов Российской Федерации могут быть конституционные (уставные) суды
субъектов Российской Федерации
К полномочиям отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции
(уставу) субъекта Федерации:
• принятых в нем законов;
• нормативных правовых актов его органов государственной власти;
• нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
• а также вопросов толкования конституции (устава).
Порядок рассмотрения вопросов такого рода должен определяться законами
субъектов Федерации Финансирование этих судов возложено также на субъекты
Федерации.
Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных
ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч. 4 ст.
27 Закона). Этим подчеркивается автономность таких судов от всех других судов,
в том числе Конституционного Суда РФ.
Практически формирование рассматриваемых судов идет крайне медленно. Реально
они возникли лишь в нескольких субъектах Федерации, например, в Республике
Карелия, Свердловской области, Кабардино-Балкарской Республике, Республике
Коми, Республике Башкортостан.