Все сказанное об Индии применимо не только к буддизму, джайнизму и т. д., но и к даосской культуре и ее метафизике. Как мы уже знаем, ее истина — это главным образом истина веры, и теперь к этому можно добавить, что онтология даосизма носит преимущественно идеалистический характер. Даже беглое знакомство с даосскими текстами позволяет сделать вывод, что материализм занимает в них скромное место, если вообще занимает какое-нибудь. Кроме того, и в этом случае четко обнаруживается тесная связь истины веры и идеализма с низким уровнем развития естествознания.
16
ФЛУКТУАЦИЯ «ПЕРВЫХ ПРИНЦИПОВ»: II. ФЛУКТУАЦИЯ ЭТЕРНАЛИСТСКОЙ И ТЕМПОРАЛИСТСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ
I. ЭТЕРНАЛИЗМ, ТЕМПОРАЛИЗМ И ТЕОРИИ СМЕШАННОГО ТИПА_________________
Следующим общим принципом, который явно или неявно лежит в основе многих философских, религиозных и этических теорий и, кроме того, обусловливает целый ряд более частных идеологий, верований и убеждений, является этернализм, противостоящий темпорализму.
|
|
Можно выделить три типа возможных решений данной проблемы: 1) Идеология Бытия (или этернализм), подчеркивающая, что истинная последняя реальность — это неизменное, вневременное, или вечное Бытие. Всякое изменение, всякое Становление есть либо чистая иллюзия, либо нечто вторичное. 2) Идеология Становления (или темпорализм), утверждающая, что истинная реальность — это непрерывное изменение, никогда не прекращающееся течение, в котором каждый момент отличается от другого по таким временным характеристикам, как «раньше-позже», «до и после» и т. п. 3) Синтез, или примирение этернализма и темпорализма, согласно которому истинная реальность включает в себя оба аспекта. Таковы основные теории, предлагающие возможные решения этой жизненно важной проблемы. Первая из теорий пыталась доказать, что Становление (и эквивалентные ему Понятия) — это либо нечто несуществующее или нереальное, либо особый аспект Бытия. Главные постулаты философской Мысли Древней Индии (в брахманистский период), даосизма 6 Китае, многие теологические концепции, понятия о «последней реальности» в некоторых философских системах, учения Парменида и Зенона о подлинной реальности, знаменитые доказательства Зенона о невозможности существования