Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях.
|
| 1. Повышенный шум в коробке передач:
|
- износ подшипников;
- износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
- осевое перемещение валов.
|
| 2. Затрудненное переключение передач:
|
- износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;
- деформация рычага переключения передач;
- заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;
- загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;
- деформация вилок переключения передач.
|
| 3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:
|
- износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;
- износ блокирующего кольца синхронизатора;
- поломка пружины синхронизатора;
- износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.
|
| 4. Пониженный уровень или утечка масла:
|
- износ сальников первичного и вторичного валов;
- ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;
- ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.
| ПРИМЕЧАНИЕ
Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач. Поскольку работы по снятию и разборке коробки передач весьма трудоемки, уделите диагностике неисправностей пристальное внимание и убедитесь в безусловной необходимости такого ремонта.
|
Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.
| ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Слейте масло из картера коробки передач, если вы не сделали этого при снятии ее с автомобиля.
|
| 1. Отверните три гайки крепления корпуса механизма выбора передач и...
|
| 3. Снимите уплотнитель центрирующего кольца.
|
| 4. Удерживая от проворачивания фланец эластичной муфты, отверните гайку крепления фланца. Отворачивая гайку, вы одновременно спрессуете с вторичного вала центрирующее кольцо.
|
|
| 5. Снимите стопорную шайбу.
|
| 6. Снимите фланец эластичной муфты.
|
|
|
| 7. Отверните две гайки крепления кронштейна приемной трубы и...
| 8....снимите кронштейн.
|
|
|
| 9. Отверните десять гаек крепления нижней крышки к картеру.
| 10. Подденьте отверткой и снимите крышку и расположенную под ней прокладку.
|
|
|
| 11. Отверните гайку крепления задней крышки, расположенную с внутренней стороны картера.
| 12. Отверните снаружи пять гаек крепления задней крышки и...
|
|
| 13....сдвиньте заднюю крышку со шпилек картера коробки передач.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Чтобы облегчить снятие крышки,...
...передвиньте шток вперед.
|
|
|
| 14. Отведя заднюю крышку назад и поворачивая примерно на 30° по часовой стрелке, снимите ее.
| 15. Снимите внутреннее кольцо подшипника вторичного вала, дистанционную втулку и маслоотражательную шайбу.
|
|
| 16. Снимите подшипник выключения сцепления (см. «Замена подшипника выключения сцепления»).
|
| 17. Снимите чехол вилки выключения сцепления с картера, аккуратно поддевая чехол отверткой, и снимите вилку с чехлом, повернув ее на 90°.
|
|
|
| 18. Отверните семь гаек крепления картера сцепления, снимите пружинные шайбы.
| 19. Снимите картер сцепления, отсоединив его от коробки передач.
|
|
|
| 20. Снимите прокладку и...
| 21....пружинную шайбу.
|
|
|
| 22. Выверните два болта крепления крышки фиксаторов, снимите крышку с болтами и...
| 23....прокладку крышки.
|
|
|
| 24. Извлеките пружины фиксаторов.
| 25. Перевернув коробку передач, выньте шарики фиксаторов.
|
| ПРИМЕЧАНИЕ
Так выглядят детали разобранных фиксаторов: 1 - болт с пружинной шайбой (второй не показан); 2 - крышка; 3 - прокладка; 4 - пружины (пружина фиксатора заднего хода - черная); 5 - шарики
|
|
|
| 26. Выверните болт крепления блока шестерен V передачи, предварительно включив две передачи, чтобы зафиксировать валы от проворачивания.
| 27. Выверните болт крепления вилки включения V передачи и передачи заднего хода.
|
|
|
| 28. Потяните на себя шток включения V передачи и передачи заднего хода и выньте его из картера и вилки выключения.
| 29. Снимите блок шестерен V передачи и заднего хода,...
|
|
|
| 30....вилку включения V передачи и заднего хода,...
| 31....с вторичного вала втулку шестерни V передачи,...
|
|
|
| 32....шестерню, зубчатый венец, блокирующее кольцо и муфту синхронизатора V передачи,...
| 33....ступицу муфты синхронизатора V передачи,...
|
|
|
| 34....промежуточную шестерню заднего хода и...
| 35....шестерню заднего хода с вторичного вала.
|
|
|
| 36. Выпрессуйте задний подшипник промежуточного вала легкими ударами по наружному кольцу.
| 37. Снимите дистанционную втулку с вторичного вала,...
|
|
|
| 38....наружное кольцо заднего подшипника с роликами и...
| 39....внутреннее кольцо заднего подшипника.
|
|
|
| 40. Разожмите стопорное кольцо переднего подшипника промежуточного вала и снимите его.
| 41. Выверните болт крепления переднего подшипника промежуточного вала, включив одновременно две передачи (I и IV).
|
|
|
| 42. Снимите болт с пружинной и зажимной шайбами.
| 43. Установите отвертку между наружным кольцом подшипника и шестерней вала и, действуя как рычагом,...
|
|
|
| 44....выпрессуйте наружное кольцо подшипника с шариками и передним внутренним кольцом.
| 45. Спрессуйте заднее внутреннее кольцо подшипника, аккуратно действуя отверткой как рычагом.
|
| ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Пометьте внутренние кольца переднего подшипника промежуточного вала, чтобы при сборке установить их на прежние места.
|
|
|
| 46. Выньте промежуточный вал из картера.
| 47. Переверните коробку передач и...
|
|
|
| 48....выньте блокировочный сухарь штока включения III и IV передач.
| 49. Выдвиньте шток включения III и IV передач так, чтобы можно было...
|
|
|
| 50....вынуть (отверткой) из него промежуточный блокировочный сухарь.
| 51. Снимите промежуточный блокировочный сухарь.
|
| ПРИМЕЧАНИЕ
Так выглядят блокировочные сухари: 1 - штока включения I и II передач («длинный»); 2 - штока включения III и IV передач («короткий»).
|
|
|
| 52. Снимите шток включения III и IV передач и...
| 53....вилку включения III и IV передач.
|
|
|
| 54. Выверните болт крепления вилки включения I и II передач.
| 55. Выньте шток включения I и II передач из картера.
|
|
|
| 56. Переверните коробку передач и...
| 57....выньте блокировочный сухарь штока включения I и II передач.
|
|
|
| 58. Снимите вилку включения I и II передач,...
| 59....первичный вал в сборе и...
|
|
|
| 60....игольчатый подшипник.
| 61. Ослабьте затяжку трех винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала и оси промежуточной шестерни заднего хода ударной отверткой.
|
|
|
| 62. Выверните винты.
| 63. Разверните стопорную пластину так, чтобы вывести ее из паза оси промежуточной шестерни заднего хода.
|
|
|
| 64. Снимите ось промежуточной шестерни заднего хода.
| 65. Снимите стопорную пластину.
|
|
|
| 66. Разожмите стопорное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала и снимите его.
| 67. Выньте шпонку из паза вторичного вала.
|
|
|
| 68. Снимите промежуточный подшипник с вторичного вала, действуя отверткой как рычагом.
| 69. Подайте вторичный вал назад и выньте его из картера передним концом вверх.
|
|
| 70. Выпрессуйте задний подшипник вторичного вала из задней крышки коробки передач легкими ударами молотка по наружному кольцу подшипника.
|
| ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не потеряйте дистанционное кольцо, которое установлено между подшипником и сальником.
|
|
|
| 71. Извлеките сальник заднего подшипника вторичного вала из задней крышки коробки передач.
| 72. Установите блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски и спрессуйте подшипник c помощью большой отвертки, прилагая усилие к его внутреннему кольцу.
|