Для оценки эффективности функционирования электронного магазина необходимо использовать две группы показателей. Первая группа предназначена для характеристики текущих результатов деятельности, а вторая — для оценки конечных результатов деятельности.
К текущим показателям оценки результатов деятельности электронного магазина целесообразно отнести следующие:
1) общее количество посетителей электронного магазина в течение определенного периода времени (например, месяца, квартала, года);
2) число повторных посетителей электронного магазина в течение определенного периода времени (что достигается высоким уровнем сервиса и привлекательными ценами на высококачественные товары или услуги);
З) удельный вес посетителей электронного магазина, сделавших покупки, от общего их числа;
4) удельный вес повторных посетителей, сделавших покупки в электронном магазине, от общего их числа;
5) объем сделанных покупок в денежном выражении, приходящийся на одного покупателя;
6) минимальный и максимальный объемы покупок, приходящиеся в среднем на одного покупателя электронного магазина;
7) динамику изменения (роста или падения) объема продаж на протяжении определенного периода времени;
8) динамику изменения валовой и чистой прибыли (рост прибыли или убытков) на протяжении определенного периода времени.
Отличительной особенностью перечисленных выше показателей, если речь идет об их прогнозировании на перспективу, является вероятностный их характер. В расчетах это обстоятельство должно быть учтено.
Важное место в оценке конечных результатов деятельности Интернет-компаний (и входящих в их состав электронных магазинов) занимают показатели, отражающие различные стороны ее коммерческой и финансовой деятельности.
Необходимой информационной основой для расчета показателей, входящих в различные группы, является баланс компании, для удобства проведения необходимых расчетов форма представления баланса согласно действующим положениям в РФ должна быть приведена в соответствие с общепринятым в мире стандартом бухгалтерского учета.
Наиболее часто для оценки качества спроектированного или уже функционирующего электронного магазина (или, иначе, созданного web -сервера web -сайта) используется следующий состав критериев:
1. Удачные решения проблем, связанных с дизайном web -страниц.
2. Простота перемещения (навигации) по web -страницам.
З. Внимание, оказываемое покупателю.
4. Простота возврата в исходный пункт при выполнении навигации (перемещения) по web -страницам.
5. Масштаб сервисной поддержки клиентов.
6. Наличие достаточной полноты сведений относительно потребительских свойств товара (услуги).
7. Разнообразие ассортимента предлагаемых к продаже товаров.
8. Уровень предлагаемых цен на товары (определяется относительно цен на аналогичную продукцию конкурентов).
9. Наличие необходимых гарантий присутствия товара на складе в данный момент времени.
10. Быстрота (своевременность) доставки товара покупателю. Числовая оценка специалистами перечисленных выше критериев дается по пятибалльной шкале (0, 1, 2, 3 и 4). Самой высокой оценкой в таком случае является 4.[1]
В данной работе в качестве сравниваемых были взяты интернет-магазины компьютерных игр, для оценки конечных результатов деятельности:
1. OnLive https://www.onlive.com/
2. Desura https://www.desura.com/
3. Origin https://store.origin.com/
4. Steam https://store.steampowered.com/
OnLive
Рисунок 1. Главная страница сайта Onlive.
OnLive — система цифровой дистрибуции компьютерных игр, интернет-сервис, использующий концепцию облачных вычислений (англ. Cloud computing). Система OnLive была анонсирована на международном мероприятии Game Developers Conference 2009 и была запущена в США 17 июня 2010 года. Разработкой и поддержкой сервиса занимается одноименная компания OnLive совместно с дочерним предприятием «Mova». Сама же компания OnLive является дочерним предприятием венчурной компании Rearden. Сервис OnLive является игровым эквивалентом облачных вычислений: игра располагается и обрабатывается на стороне удалённого сервера, а пользователям поставляются лишь результирующие данные (видео и звук) через интернет-соединение.
При использовании сервиса OnLive такие неотъемлемые явления индустрии компьютерных игр, как несанкционированное копирование (пиратство) игр и читерство в сетевых играх, станут невозможными.[2]
Таблица 1
Числовые оценки критериев оптимальности, характеризующие сайт OnLive
Критерий | Бушковский Г. | Копытов М. | Капикян А. | Андреев Д. | Бушковский Р. | Москаленко О. | Москаленко Ю. | Москаленко В. | Калашников Р. | Лиханов А. |
Внешний вид web-страницы | ||||||||||
Внимание к покупателю | ||||||||||
Простота возврата в исходный пункт | ||||||||||
Сервисная поддержка | ||||||||||
Наличие достаточной информации о продукте | ||||||||||
Цена товара | ||||||||||
Своевременность доставки | ||||||||||
Наличие товара | ||||||||||
Разнообразие ассортимента товара | ||||||||||
Интегральная числовая оценка |
Desura
Рисунок 2. Главная страница сайта Desura.
Desura — сервис цифрового распространения игр наподобие STEAM, в основном авторства независимых разработчиков. Пока пользователям Linux предлагается выбор из шестидесяти пяти игр, некоторые из них бесплатные. Стоимость большинства игр от 30 до 600 рублей. В Desura также не используется DRM и другие методы принуждения к соблюдению авторских прав.
По случаю выхода Linux-клиента объявлена распродажа нескольких игрушек, которые сейчас можно купить по цене один-два евро. Среди них — футуристический хакерский симулятор Hacker Evolution: Untold. В Desura можно активировать игры, купленные в акциях Humble Indie Bundle.[3]
Таблица 2
Числовые оценки критериев оптимальности, характеризующие сайт Desura
Критерий | Бушковский Г. | Копытов М. | Капикян А. | Андреев Д. | Бушковский Р. | Москаленко О. | Москаленко Ю. | Москаленко В. | Калашников Р. | Лиханов А. |
Внешний вид web-страницы | ||||||||||
Внимание к покупателю | ||||||||||
Простота возврата в исходный пункт | ||||||||||
Сервисная поддержка | ||||||||||
Наличие достаточной информации о продукте | ||||||||||
Цена товара | ||||||||||
Своевременность доставки | ||||||||||
Наличие товара | ||||||||||
Разнообразие ассортимента товара | ||||||||||
Интегральная числовая оценка |
Origin
Рисунок 3. Главная страница сайта Origin.
Origin (ранее EA Store) — система цифровой дистрибуции компании Electronic Arts, которая позволяет пользователям приобретать компьютерные игры через Интернет и загружать их с помощью клиента Origin (ранее EA Download Manager, EA Downloader и EA Link). 3 июня 2011 EA Store был переименован в Origin.
В Origin используются социальные функции, такие как управление профилем, общение с друзьями в чате и во время игры с помощью внутриигрового приложения, интеграция с Facebook, Xbox Live и PlayStation Network. Предполагается довести Origin до состояния конкурентоспособности с её основным соперником Steam путём добавления автообновления игр, хранения сохранений на сервере, достижений, наград и кросс-платформенной игры.
Пользователи Origin идентифицируются по объединённому аккаунту Origin, который заменяет аккаунт EA и может быть удалён, если не использовался в течение 24 месяцев.[4]
Таблица 3
Числовые оценки критериев оптимальности, характеризующие сайт Origin
Критерий | Бушковский Г. | Копытов М. | Капикян А. | Андреев Д. | Бушковский Р. | Москаленко О. | Москаленко Ю. | Москаленко В. | Калашников Р. | Лиханов А. |
Внешний вид web-страницы | ||||||||||
Внимание к покупателю | ||||||||||
Простота возврата в исходный пункт | ||||||||||
Сервисная поддержка | ||||||||||
Наличие достаточной информации о продукте | ||||||||||
Цена товара | ||||||||||
Своевременность доставки | ||||||||||
Наличие товара | ||||||||||
Разнообразие ассортимента товара | ||||||||||
Интегральная числовая оценка |
Steam
Рисунок 4. Главная страница сайта Steam.
Steam ([stiːm] рус. пар) — сервис цифровой дистрибуции компании Valve, известного разработчика компьютерных игр. Steam выполняет функции службы активации, загрузки через интернет, автоматических обновлений и новостей для игр как самой Valve, так и сторонних разработчиков по соглашению с Valve.
Через Steam продаются все игры, выпущенные Valve, а также игры сторонних разработчиков и издателей, таких как 1С, 2K Games, Activision, CAPCOM, Codemasters, Eidos Interactive, Epic Games, GSC Game World, id Software, SEGA, THQ, Atari, Rockstar Games, UbiSoft, NCSoft и многих других фирм, оформивших контракт на дистрибьюцию.
По состоянию на октябрь 2011, через Steam распространяется более трех тысяч товаров, а количество зарегистрированных пользователей превысило 35 миллионов.
Полный список издателей и разработчиков, сотрудничающих со Steam, расположен в открытом доступе на сайте Steam.
Через Steam распространяются только игры, трейлеры и модификации к ним, однако Valve несколько раз заявляли, что в дальнейшем планируют расширить специализацию сервиса, начав распространение через него музыки и полнометражных фильмов. Тем не менее, к указанным срокам никаких изменений не последовало.[5]
Таблица 4
Числовые оценки критериев оптимальности, характеризующие сайт Steam
Критерий | Бушковский Г. | Копытов М. | Капикян А. | Андреев Д. | Бушковский Р. | Москаленко О. | Москаленко Ю. | Москаленко В. | Калашников Р. | Лиханов А. |
Внешний вид web-страницы | ||||||||||
Внимание к покупателю | ||||||||||
Простота возврата в исходный пункт | ||||||||||
Сервисная поддержка | ||||||||||
Наличие достаточной информации о продукте | ||||||||||
Цена товара | ||||||||||
Своевременность доставки | ||||||||||
Наличие товара | ||||||||||
Разнообразие ассортимента товара | ||||||||||
Интегральная числовая оценка |