Западноевропейское Просвещение. Философская основа. Основные литературные направления и жанры

Эпоха Просвещения

Восемнадцатый век – один из самых интересных периодов в истории мировой культуры и литературы. Это Век Просвещения, век Разума, Век Галантный, век накануне Французской буржуазной революции. В последнем десятилетии этого века в европейской культуре и литературе возникает новое великое направление – романтизм.

Временные границы между культурно-историческими периодами ХVII и ХVШ веков примерно обозначаются двумя крупными событиями в истории Европы – это «Славная революция» в Англии (государственный переворот 1688-1689 годов и Великая французская буржуазная революция 1789-1794 годов. Но, как это отмечают современные исследователи Века Просвещения, эти границы очень условны, многие явления, подготовившие появление культуры и литературы ХVШ века, возникли еще в ХVП веке, новая эпоха не разрывает резко с предыдущей, а скорее постепенно вызревает в ее недрах, о чем свидетельствует наличие самых разных – историко-политических, экономических, идеологических и других факторов. В целом для культурно-исторического пространства Европы характерен закат абсолютизма, дряхления феодальной системы или отдельных ее элементов, кризис европейского сознания в целом и в то же время – это век, когда укрепляется гражданское общество и успешно протекают процессы цивилизации в разных странах Европы.

Хотя это время называется «веком Просвещения», и оно доминирует в самых разных областях жизни, оно не было единственным, которое определяло облик столетия. Да и само Просвещение не было однолинейно направлено на Французскую революцию, в его границах было немало явлений, несвязанных с ее подготовкой.

Высокая оценка разума как центрального понятия общественной, научной и культурной жизни не должна напрямую связываться с исторической ролью поднимающегося «третьего сословия» - буржуазии, а имеет скорее общечеловеческую направленность.

«Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной воле… Имей мужество пользоваться своим собственным умом! – таков девиз эпохи Просвещения» (И. Кант) Современный исследователь М. Фуко пишет, что Просвещение было не только коллективным действием, но мужественным поступком индивида, решившего жить самостоятельно и ответственно. И основные идеи Просвещения отмечены не узко-классовой, а общечеловеческой направленностью. В разных станах Европы в Просвещении участвовали люди самых разных социальных слоев и групп. Основные идеи Просвещения: вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества (идея прогресса возникает именно в ХVШ веке, до этого существовало только понятие «Золотого века, светлого прошлого»); защита научного и технического познания, религиозная и этическая терпимость, защита прав человека и гражданина, отказ от догматических метафизических систем, которые нельзя было проверить опытным путем, критика суеверий и утверждение деизма – как формы религии Просвещения (Бог создал Землю и человека, но далее он не вмешивается в дела людей), борьба против сословных привилегий и тирании. Таким образом, не только политика, но и все области социальной жизни, культура и наука становились предметом изучения просветителей. Само Просвещение тоже не представляло единого движения, внутри него возникала полемика (спор Вольтера с Руссо во французском Просвещении) и прошло сложную эволюцию.

Если ХVШ век считался веком Разума, то само это понятие было достаточно сложным и неоднозначным. Наряду с рационализмом существовал и сенсуализм как чувственное познание мира («чем разум человека становится просвещеннее, тем его сердце чувствительнее»), сердце и ум действуют и реагируют вместе, хотя и представляют две автономные сферы.

Для менталитета и философского и художественного сознания ХVШ века характерны универсальность и компромисс (сочетание оптимизма и скептицизма, иронии и меланхолии, патетики и трезвости, атеизма и мистики, старого и нового). Компромисс становится в ХУШ веке выражением терпимости и культурного плюрализма. Если для культуры Возрождения был характерен диспут, диалог, то культура ХУШ века – это в первую очередь «культура разговора, беседы», причем разные мнения не противопоставляются, а дополняют друг друга и направлены на совершенствование искусства общения – и с «другими», и с самим собой. Отсюда – значение эпистолярного жанра как «писем к самому себе», школа чувств и форма для философского спора (в частности, о счастье)

Универсализм эпохи Просвещения предполагал проникновение идей новой философии в литературное произведение, органическое сочетание его художественной и идейно-философской «сторон». ХVШ век это «век философов», но философией считалось любое прогрессивное направление научной мысли, направленное на разрешение насущных проблем современности, философия была актуальной и боевой, а «партия философов» - передовым отрядом Просвещения. Идеи Локка, Лейбница, Спинозы, Беркли, Юма и других великих философов утверждаются либо выступают как объект полемики во многих произведениях писателей Просвещения. Полемика по вопросам свободы совести велась не столько против самой религии, а против церкви, которая во многих европейских государствах отразила «кризисность» политической и социальной ситуации. (Вольтер подписывал письма девизом «Раздавите гадину!», имея в виду церковь).

Вера в добрую природу человека обусловила появление нового типа героя и новое направление развития сюжета в просветительской прозе и поэзии. Герой уже не должен обязательно принадлежать к высшим социальным слоям (как это было, например, в трагедии французского классицизма), он, напротив, нередко предстает как бы вышедшим из рук природы, лишенным социальной обусловленности – это подкидыш («Том Джонс» Филдинга), дикарь, оказавшийся в мире цивилизации («Простодушный» Вольтера), особое значение имеет «шекспировская тема» - повесть о двух братьях – хорошем и плохом («Том Джонс» Филдинга, «Разбойники» Шиллера и т. д.)

Особое значение имеют счастливые концовки самых невероятных историй о приключениях такого найденыша. Счастливые финалы в известной степени должны расцениваться как соответствие доброму началу, носителем которого является главный герой – несмотря на все его слабости и ошибки и как награда за его доброту и бескорыстие.

Основные направления в литературе Просвещения

Картина литературных направлений в эпоху Просвещения достаточно сложная и не сводится к какой-либо застывшей схеме, следует иметь в виду сочетание и взаимопроникновение разнообразных течений и направлений, создающее в целом достаточно пестрое полотно. Для просветительской литературы характерно сочетание элементов реализма («просветительский реализм»), классицизма, рококо, сентиментализма, а в литературе некоторых стран – и предромантизма, просветительская литература развивается как бы «поверх и между» литературных направлений, сочетая «просветительские» и «непросветительские» варианты одного и того же направления.

Основные литературные направления ХVШ века – классицизм, рококо и сентиментализм. На основании античной эстетики и эстетики классицизма ХVП века возникает эстетика как научное понятие (впервые это слово использует А. Баумгартен, профессор университета в Галле-Заале, затем оно будет зафиксировано в словарях). Категория «вкуса» ложится в основу классицизма ХVШ века, причем «вкус» этот еще не индивидуальный, а «общий вкус культурных людей» (как и в ХУП веке). Но этот просвещенный вкус предполагает менее строгие правила и большую терпимость. Поэтому появляется как более гибкая и широкая система жанров (Вольтер:»Все жанры хороши, кроме скучных»), так и национальные варианты классицизма («Веймарский классицизм», французский «революционный классицизм»)

В системе жанров также происходят значительные изменения – происходит слияние литературных жанров с научными («философская повесть») и высоких жанров с низкими («Ирои-комическая поэма»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: