Своеобразие английского Просвещения. Художественная специфика романа Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

Литература Англии эпохи Просвещения

Историческое развитие Англии характеризуется тем, что важнейшие события произошли еще в ХУП веке. К ним относятся буржуазная революция середины ХУП века, Казнь короля Карла!, военная диктатура Кромвеля, реставрация монархии Стюартов, «Славная революция» 1688-1689 годов, после которой у власти оказывается Вильгельм Оранский. Эта власть фактически представляет собой компромисс между средним классом – буржуазией и дворянами – крупными землевладельцами. Политическая власть, однако, оставалась в руках этих крупных землевладельцев, и борьба за ее перераспределение определит социальную жизнь в Англии в ХУШ веке (виги и тори). Начало эпохи Просвещения в Англии совпадает с началом «Славной революции», В целом английское Просвещение носило скорее умеренный характер. Конституционная монархия воспринималась самими англичанами и жителями других европейских стран как передовой государственный строй, а Англия – как страна законов и порядка («английская тема» в литературе Франции и Германии) (Рост экономики, захват колоний, борьба за господство в американских колониях)

Периоды развития Просвещения в Англии:

1. с конца ХУП века по 1730-е годы – ранний этап

2. 17409-50-е годы – зрелый этап

3. 1760-1790-е годы – поздний этап.

(Борьба между материализмом и идеализмом в английской философии, сенсуализм Локка. В Его трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693) возникает мысль об изначальном природном равенстве людей, о влиянии окружающей среды на формирование характера ребенка). Локк выступил против неограниченной королевской власти, за право нации свергать тиранов. Локк выступал сторонником деизма, т. е. вольнодумства и своболомыслия Последователями Локка выступили А. Шефтсбери и Б. Мандевиль. Шефтсбери в траттате «Характеристики людей, нравов, мнений времен» доказывал единство истины, добра и красоты, господство разума над страстями, а его противник Б. Мандевиль утверждал, что человеческая природа эгоистична, но эгоизм и пороки способствуют развитию общества, ибо они стимулируют деятельность людей («Басня о пчелах») От учений Шефтсбери и Мандевиля берут начало два идейных течения в английском Просвещении. Сторонники Шефтсбери (Аддисон, Стил, А. Поуп) исходили из оптимистического взгляда на природу человека. Последователи Мандевиля (Гей, Свифт) видели основу общества в эгоизме человеческой природы.)

Ведущие жанры английскойц раннепросветительской литературы – поэма, трагедия, комедия,эссе. (Публицистика Аддисона и Стила, журналы. Типы английского общества в журналах и их развитие в художественной прозе) Ирои-комическая поэма А. Поупа «Отрезанный локон» (Байрон о Поупе). 1714год. Английский просветительский классицизм в театре (Дж. Лилло)

Зрелый просветительский реализм отразился в первую очередь в прозе – эпистолярные романы Ричардсона кладут начало жанру семейно-бытового романа и «коимческим эпопеям» Г. Филдинга.

Литература позднего периода Просвещения представлена направлением сентиментализма (Пейзажная лирика, «кладбищенская поэзия» Томсона, Юнга и Грея; «Сентиментальное путешествие»(1768) Л. Стерна. Поэзия Макферсона как явление английского предромантизма. («Песни Оссиана» Дж. Макферсона).

Другим явлением предромантизма был «Готический роман», начало которому положил Горас Уолпол («Замок Отранто», 1764), и традицию которого продолжат Анна Радклиф, Уильям Бекфорд и завершит Мэтьюрин («Мельмот Скиталец», 1820)

Даниель Дефо (1660-1731)

Основные произведения Дефо:

«Чистокровный англичанин»(1701) сатира;»Всеобщая история торговли» (1713)

«Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719),

«Моль Флендерс» (1772)

«Полковник Джек» (1772)

«Капитан Синглтон» (1720)

«Робинзон Крузо» (анализ)

Образ главного героя – человек вообще и буржуа, жизненный опыт и трудовая деятельность, путь человеческой цивилизации в масштабе одной человеческой жизни. Робинзон как представитель цивилизации и Пятница. Робинзон на острове и в Англии – две стороны образа представителя буржуазии. Дневник Робинзона. Связь с цивилизацией (корабль еще не затонул).

Джонатан Свифт (1667-1745)

Политическая деятельность Свифта в Англии и Ирландии. «Спор» Свифта с Дефо. Тема человека, вышедшего в море – образ современного англичанина.

Основные произведения Свифта:

«Сказка бочки» и «Битва книг» (1704), «Путешествия Гулливера» (1721-1725)

«Путешествия Гулливера» (анализ)

От Робинзона к Гулливеру – эволюция героя от практического к размышляющему.

Место романа «Робинзон Крузо» Дефо в мировой приключенческой литре. Идейно-художественное своеобразие романа. Книга Дефо появилась на гребне мощной волны литры о путешествиях, захлестнувшей Англию того времени, — подлинных и вымышленных отчетов о кругосветных плаваниях, мемуаров, Дневников, путевых заметок удачливых купцов и прославленных мореходов. Однако как бы разнообразны и многочисленны ни были источники «Робинзона Крузо», и по форме, и по содержанию роман представлял собой явление глубоко новаторское. Творчески усвоив опыт предшественников, опираясь на собственный журналистский опыт, Дефо создал оригинальное художественное пр-ие, органически сочетавшее в себе авантюрное начало с мнимой документальностью, традиции мемуарного жанра с чертами философской притчи.

Дефо воплотил в романе типично просветительскую концепцию истории чел общества. Жизнь его героя на острове в обобщенном, схематическом виде повторяет путь человечества от варварства к цивилизации: вначале Робинзон — охотник и рыболов, потом — скотовод, земледелец, ремесленник, рабовладелец. Позднее, с появлением на острове других людей, он становится основателем колонии, устроенной в духе локковского «общественного договора». Вместе с тем важно подчеркнуть, что герой Дефо с самого начала своего пребывания на острове — не «естественный», но цивилизованный чел, не исходный пункт истории, а продукт длительного исторического развития, индивид, лишь временно поставленный в «естественное состояние»: он вооружен трудовыми навыками и опытом своего народа и с успехом пользуется снаряжением, инструментами и другими материальными ценностями, обнаруженными на потерпевшем крушение корабле. Волею обстоятельств оторванный от общества, Робинзон ни на миг не перестает ощущать себя его частицей, остается существом социальным и рассматривает свое одиночество как тягчайшее из выпавших на его долю испытаний. Робинзон — труженик, но вместе с тем он и «образцовый английский негоциант». Весь склад его мышления характерен для британского буржуа начала XVIII в. Он не брезгует ни плантаторством, ни работорговлей и готов отправиться на край света, гонимый не столько беспокойным духом исканий, сколько жаждой обогащения. Он бережлив и практичен, старательно копит материальные ценности. Собственническая жилка проявляется и в отношении героя к природе: экзотически прекрасный уголок земли, в который забросила его судьба, он описывает как рачительный хозяин, составляющий реестр своего имущества. Герой Дефо неожиданно оказывается учеником просветительской философии XVIII в.: он — космополит и предоставляет испанцам равные права с англичанами в своей колонии, он исповедует веротерпимость, уважает человеческое достоинство даже в «дикарях» и сам исполнен гордым сознанием личного превосходства над всеми самодержцами земли. «Робинзон Крузо» множеством нитей связан с философскими идеями Джона Локка: по существу, вся «островная робинзонада» и история робинзоновой колонии в романе звучат как беллетристическое переложение трактатов Локка о правлении. Сама тема острова, находящегося вне контактов с обществом, за два десятилетия до Дефо уже была использована Локком в его философских трудах.

Исключительность ситуации, в которую поставил своего героя Дефо, изъяв его из мира денег и поместив в мир труда, позволила автору наиболее ярко высветить в характере Робинзона те его качества, которые проявляются в свободной от торгашеских расчетов, общечеловеческой по своей сути, творческой, созидательной его деятельности. Пафос познания и покорения природы, торжество свободного человеческого труда, разума, энергии и воли к жизни придают книге Дефо необыкновенную свежесть, поэтичность и убедительность, составляют тайну ее обаяния и залог ее бессмертия. Писатель ставит над св.героем эксперимент в духе просветит.литры., пытаясь понять, какие факторы явл.решающими для выживания чел. И что собой являет представительнов.класса-буржуазии(эксперимент над чел.природой). 3 фактора, имеющие решающ.значание для соверш.чел.и общества:1.разум, 2.труд,3.вера в Бога. Обнаруж.хар-ные черты нов.класса: энергия, предприимчивость, умение приспосабливаться к нов.обстоятельствам. Однако история Робинзона-буржуа перерастает в аллегорич.изображение чел.жизни вообще. Р.как представитель всего человечества, вынужден заново пройти по тому же пути, по кот прошла чел.цивилизация. Эта двойная перспектива позволяет автору ввести в св.роман религиозно-символич.план, т.о. роман может восприниматься и как совр.притча о блудном сыне, притча об очищении от грехов, обретение Бога, о постижения высшего смысла провидения. К концу романа герой близко подходит к тому идеалу, кот пропагандировали просветители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: