Суть и смысл праздника

Прежде чем мы начнем рассуждать о празднике, его сути, истории, рассмотрим ключевое понятие «культура».

На сегодняшний день существует более 500 определений понятия «культура»: в древнем мире под культурой понимали сельское хозяйство (возделывание земли). В настоящее время, по мнению М.Б. Биржакова[1] термин культура определяется как: определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление; совокупность духовных ценностей и норм, присущих большей социальной группе, общности, народу, нации. Культура отражает уровень качественного развития духовных достижений. Следовательно, культура – это увязанная система знаний, верований, искусства, морали, законы и обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества.

Культуру подразделяют на материальную и нематериальную. К материальной культуре относят физические объекты, связанные с гением человека. Нематериальную культуру образуют нормы, правила, законы, ценности ритуалы, символы, значения, идеи, обычаи, обыкновения, традиции, язык, искусство, религии. Культура выполняет следующие функции:

· защитную (универсальная защитная функция) – посредством орудий и приспособлений, а также системы знаний, человек увеличил свои возможности противостояния силам природы, приспособился к окружающему миру, подчинил себе силы природы;

· креативную – преобразование и освоение окружающего мира;

· коммуникативную – передача и усвоение информации в любом виде, общение людей, групп и народов, использование стремительно развивающихся средств связи;

· сингнификативную – определение и присвоение значений и ценностей явлениям и предметам;

· нормативную – нормативно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил, и рецептов поведения людей в обществе;

· релаксационную – искусство физического и психического расслабления, снятия стрессов и разрядки.

И весь этот спектр функций включает в себя праздничная и обрядовая культура народа.

Праздники, обычаи, обряды, традиции – это трансляция опыта, знаний, это составляющая культурного процесса. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от

поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений[2].

Назначение праздника состоит в активном привлечении человека к культуре на основе познания, совершенствования, творческого созидания. Поэтому праздник следует рассматривать в контексте культуры в целом. М.Бахтин определял празднество как важную первичную форму человеческой культуры. И.М. Снегирев утверждал, что праздник есть самовыражение народа, его миропонимание. Н.Ф. Масютин определял праздник «как синкретический пласт духовной культуры, действенное выражение людьми психологического состояния и умонастроения в период переживания ими важнейших переломных явлений в развитии природы, общества и в личной жизни (или имитация таких явлений) при их адекватном отображении в сознании»[3]. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова трактует праздник как день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь…, день радости и торжества по поводу чего-нибудь…, выходной, нерабочий день.

«Массовые праздники – это огромная сила, и относиться к ним надо с уважением, с чувством высокой ответственности. …Массовое действие живет лишь однажды и при этом оно должно произвести сразу глубокое и эмоциональное яркое впечатление». Это слова выдающегося режиссера современности, профессора И.М. Туманова, который дает такую характеристику празднику: «Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием массы – поэтому он и называется массовым. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ»[4].

Говоря сегодня о праздниках, необходимо подчеркнуть, что они стали важным компонентом образа жизни современного общества. Праздник отражает не только жизнь, но и состояние души, настроения, эмоции. Любой праздник имеет (или должен иметь) свои корни в быту. На бытовую «плату» накладывается художественное решение, а формы мы заимствуем из жизни. Проходят столетия, прежде чем праздник из единичного превращается в традиционный, то есть тот, который передается из поколения в поколение.

В. И. Даль дает такое толкование празднику: «празднество-торжество или празднование чего-либо обрядами, пирами, почет событию или воспоминанию о нем»[5]. Следовательно, праздник – это связь между прошлым и будущем, и его сами себе устраивают люди, являясь главными действующими лицами.

На протяжении последнего столетия учеными были сделаны неоднократные попытки найти ответ на вопросы: «Что считать праздником, а что нет?» или «Чем праздники отличаются друг от друга или от не праздников?»

Современный драматург, режиссер В.В. Панфилов[6] дает такой ответ: «… праздник от праздника отличается обрядами [7], а значит, если есть обряды, то есть и праздник. Нет обрядов – нет праздников. Именно обряды и сохраняют традицию или возрождают ее. Пока есть обряды – традиция[8] не исчезнет. И наоборот: пока есть традиция – обрядам есть на что опереться. Обряды – это первая основа Праздника».[9]

Далее обращается внимание на то, что праздник приносит в нашу жизнь радость, обязательно присутствует застолье (праздничный стол, угощение), канун (день перед праздником; время, предшествующее какому-либо событию), песня и игра, и пожалуй, одно из самых важных наблюдений – праздники связаны с укреплением семьи. Основой праздника является семейственность. Без всего перечисленного праздник быть не может. Все остальное – это событие, знаменательная дата в жизни страны, дополнительный выходной день, но не праздник[10]…

О природе происхождения праздника писали Л.С. Лаптев, А.И. Мазаев, М. Бахтин, Н. Мизов, И. Снегирев. Какова концепция природы праздника: что служило и служит содержанием праздника и поводом для него?

В истории было не мало попыток подойти к этой проблеме. Мы обратимся к исследованию Н.Ф. Масютина[11] и позволим активно цитировать его, так как на сегодняшний день его суждения на эту тему представляются наиболее четкими и концептуальными.

И так, Н.Ф. Максютин предлагает следующие концепции о природе праздника: 1) религиозно-обрядовая; 2) трудовая; 3) рекреативная; 4) миросозерцательная, философско-культурная[12]

Праздник происходит из религиозной жизни людей, ее обрядового оформления (умилостливить или отвратить непонятные силы природы) – такова религиозно-обрядовая концепция праздника. Н.Ф. Максютин пишет, что эта концепция необоснованна. Во-первых, праздник гораздо старше современных религий; во-вторых, философия религий противоположна празднику (запрещались церковью шутки, смех, увеселения,

сами зрелища и т.д.); в-третьих, свои праздники церковь стала приспосабливать к языческому календарю, так как не смогла ни запретами, ни проклятиями, ни сожжением победить языческое (народное) действо.

Трудовая концепция природы праздника утверждает, что режим праздников совпадает с ритмом трудовой деятельности, следовательно, праздник – магические действия и отправление культов с благодарением богам, т.е. это духовно-нравственное приготовление к работам.

Трудовая концепция праздника имеет своих сторонников и обоснования, но приводится (Н.Ф. Масютиным) множество примеров подтасовки фактов, где весенние обряды (действия, игрища) трансформировались на зимнее время, хотя первоначальный их смысл оставался прежним: повлиять на плодородие природы; связь этих праздничных действий с хозяйственными заботами не всегда просто установить, а объяснения некоторых обрядов и элементов празднества спорно и недоказуемо.

То же самое можно сказать и о толковании народных праздничных обрядов с позиции солярной концепции (магия ради будущего урожая, стимулировании плодородия, забота об урожае, приплоде и т.д.)

Рекреативная концепция так объясняет праздник: трудовая деятельность (календарь) и содержание праздников как чередование ритмов труда и отдыха. Праздник как ответ на потребность в отдыхе. Здесь мы приведем возражения М. Бахтина, что празднество нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или… из биологических потребностей в физическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание.[13]

Праздник – это жизнь идеальная, жизнь о которой мечтаешь: не работаешь, смеешься, радуешься, ешь, пьешь, красиво одеваешься, позволяешь себе то, что в повседневной жизни не мыслимо совершить. Это реализация надежд, идеалов, мечты. Так думали наши предки, так думаем и мы. Об этом – концепция праздника как воплощения представлений об идеальной жизни.

Поводом для праздников с доисторических времен и по сей день являются смена времен года и фаз солнца (летнее, зимнее солнцестояние, весенние и осеннее равноденствие), три главных события в жизни человека (рождение, брак, смерть), смена правителей и династий, революции.

Это – основа праздничного календаря, обогащенного событиями трудовой, политической, религиозной, культурной и т.д. жизни[14].

Праздники имеют свою классификацию. С нею можно познакомиться в трудах И.М. Снегирева, Н.Ф. Максютина[15].

И.М. Снегирев классифицирует праздники так:

· по солнечному календарю;

· подвижные и неподвижные (точные даты и меняющиеся);

· ночные и дневные;

· чрезвычайные, стихийные;

· мирские или приходские (братчины, помочи);

· отечественные и заимствованные;

· сельские и городские.

Н.Ф. Максютин, взяв за основу классификацию Н. Мизова, предлагает три аспекта:

· по сферам деятельности человека;

· по диапазону праздника, по охвату территорий и по объему включенной в праздник массы людей;

· по демографическим признакам, прежде всего по половозрастным[16].

Остановимся на тех праздниках, которые сегодня более востребованы и имеют перспективу. К таким, в первую очередь, относятся: 1. Государственные праздники. Сегодня экономическая среда устоялась, через эти праздники идет укрепление государственности: День Республики, День отечества, 9 мая, День города и др. 2. Профессиональные праздники. Наш век – это век чиновников. Главное – правильно подавать важность и значимость профессии, гордость за успехи в труде, за людей, славящих профессию. 3. Личностные праздники – это дни рождения, юбилеи, проводы на пенсию и др. 4. Детские праздники. 5. Национальные праздники или Этнопраздники. 6. Праздники эксклюзивного направления, например, праздники, посвященные А. Пушкину, И. Шишкину, М. Цветаевой, С. Есенину, проходящие на их родине; праздник «Каравон», «Русская зима», «Пестречинские зорьки», «Праздник колодца» и др., то есть те праздники которые раскрывают свое, местное, являются авторскими. эксклюзивными

Приведенные выше аспекты классификации могут быть дополнены. Праздник не имеет четких границ в классификации, он очень многозначен и может одновременно быть отнесен к разным группам классификации.

Огромное значение имеют формообразующие элементы праздника. Их много. Вот несколько из них: шествия, демонстрации, митинги, слеты, церемонии, посвящения, гуляния, карнавалы, фестивали, балы, застолья, дискотеки, игры, парады и многие другие.

Остановимся на тех, которые чаще всего встречаются на празднике. Систематизируя формы в жанровые группы, мы получили таблицу:

Таблица 1.

Жанр Отличие или специфика
· театрализованные и публицистические представления, театрализованные тематические и эстрадные концерты, рекламные шоу. В основе сценария программы лежит номер, который связан с другими номерами единым художественным образом и подчиняется определенной теме.
· вечера (развлекательные, познавательные, тематические): - вечер-хроника - вечер-портрет - вечер-рассказ - вечер митинг - вечер-ритуал - вечер встреча - вечер вопроса и ответа - вечер-консультация и т.д. Состоит из двух частей (массовой и сценической), подразумевает не только действие, но и развлечения (танцы, игры, конкурсы и т.д.). Кульминацией является встреча с реальным героем события, которому посвящен вечер. Особая роль отводится - актуальности и злободневности темы. На первом месте - факт, событие, документ. Художественный материал придает факту более выразительную форму.
· художественно-игровые и информационные развлекательные программы В основе данной формы лежит игра-конкурс, а зритель является активным участником, а не пассивным зрителем.
· театрализованное обрядовое действо В основе - национальные традиции и обычаи. Специфика заключается в том, что кульминацией данной формы является ритуал.

Современный праздник это не просто совокупность случайно собранных вместе мероприятий. Это живой, пульсирующий организм. И если упор в массовом празднике делается на театрализованное действие, то праздник тяготеет к разряду театрализованных представлений. Если же основой праздника является организованное праздничное веселье, то его можно причислить к разряду гуляния или карнавала. Праздник - это емкий и многогранный вид искусства, это комплексная форма, которая может включать в себя и другие формы (театрализованный митинг, тематический вечер, сборный концерт, шествие, митинг, шоу и т.д.).

Основной целью праздника является человеческое общение,а суть массового праздника заключается в том, чтобы организовать это общение художественными средствами.

Чтобы праздник получился, нужна праздничная ситуация, то есть высокий подъем чувств и мыслей как отклик на это праздничное событие. Масса народа выходит на улицы, площади, чтобы соприкоснуться с тем, что дорого и радостно. Именно здесь проявляется то настроение, которое приводит их на праздник. Возникает необходимость в организации художественного оформления праздничного момента, создание яркой образной его формы.

Но прежде чем приступить к этому, необходимо оговорить специфику, отличие праздника от других форм. Прежде всего, это аудитория: люди, пришедшие отдохнуть, аудитория массовая, обладающая свободой выбора объекта своего внимания, зритель (чаще всего) не имеет сидячих мест, то есть это те люди, которые готовы общаться и активно включаться в действие. Праздник имеет масштабность, как по количеству участников, так и участвующих в нем, укрупненность тематики, своеобразие использования выразительных средств, плакатность, а также широкое использование символики и аллегории. Главным героем в празднике является народ. Действие организационно оформлено и может развиваться одновременно на нескольких площадках и территориях. Широкое продвижение больших групп людей, энергичная переброска действия с одного места на другое тоже является спецификой праздника.

Проведение праздника, организация его подразумевает определенные шаги, алгоритм по которому делаются мероприятия. Должны быть конкретные технологии и они существуют, наработаны. Технология (с греч. – этимология, корень «техно…» восходит к словам «способ», «ремесло», «делать», а слово «технология» в буквальном смысле означает «искусство», «мастерство») - это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях. Это чужой, проверенный опыт, а в рамках этих технологий проявляется творчество организаторов массовых действ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: