Характерные черты праздника: естественность, образность, выразительность и алогизм форм

Праздник – это опыт человечества, элемент культуры народа, огромная ценность и национальное достояние.

У каждого праздника свои настроения, ритм, краски, символика. Выясняя характер праздника, в первую очередь, отметим естественность. Естественность одна из форм отражения реальности. Реалии повседневного (представление о мире, о смысле жизни, об идеалах) находят отражение в праздничной культуре народа.

Народная культура – это целостный мир, где все замкнуто в единый круг бытия: песни, одежда, работа, народные праздники, а мир одного народа отличается от другого. Народная философия, народная педагогика заключается в народной мудрости выживания и воспитания подрастающего поколения.

Мир древних понимали так: живешь, работаешь – умер – хороним. Следовательно, есть и второй мир. Значит, кто-то управляет этим миром и тем. Мир триедин. Это дерево: корни под землей, а ветви тянуться в небесный мир. Такое древо служило конструкцией мира. Мир триедин: Небесный мир – это свято, это там где нами правят – Правь; Мир земли – это то, где я живу наяву – Явь; Мир тьмы – это подземный мир – Навь.

Космическая заданность мужчины и женщины – это их работа, дело, которое они должны выполнять по закону природы. Женщина – зачать, родить, вскормить. Мужчина – защитник, охотник, добытчик. Символ женского начала – птичка, мужского начала – конь.

Все, что окружало в природе древних – все нашло отражение в словах – устном народном творчестве. Виды народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, легенды, мифы. В них – мудрость народная, которая была лаконична и экономна. Это ум и достоинство народа, историческая память, укрепляющие нравственный облик и являющиеся праздничной одеждой его души. Эта мудрость наполняла глубоким смыслом всю его (народа) размеренную жизнь, связанную с его трудом, природой. Сказки являются сводом народных мудростей. Такое же значение имеют былины, легенды, мифы, которые помогали древним понять мир и перенять народную мудрость: жить и выживать в этом мире.

Вещи придавали силу человеку, помогали ему. Мир понимали, так как видели и чувствовали. И все это находило отражение и в костюме.

В костюме отражены традиции, местная культура, определенное территориальное окружение, сырье. Триединство мира (понимание мира древними) находило отражение в одежде.

Народная одежда имеет очень глубокие корни. Конструкция одежды, орнамент, колорит. Одежда, которую носил человек от рождения до смерти, - это рубаха. Одежда имела в себе несколько функций: не только защищать от холода, от жары; не только украсить человека, обозначить его социальную принадлежность – одежда являлась оберегом.

Человек (как только встает на ноги) одет в рубаху, подпоясан пояском. На голове девочки – ленточка, а замужняя закроет голову тяжелым плотным головным убором. Когда же она станет женщиной, то наденет принципиально другую одежду. Наиболее древней одеждой является поневный ансамбль: рубаха, поверх одевалась понева из домашней шерсти в клетку (это квадрат, знак поля как пожелание плодородия), далее одевался фартук. Головные уборы – это кокошник, сорока, кичка, пава. Они имели птичье название, так как птица означала мир небесный и обозначала женское начало. Мужчина одевался в рубаху, обязательным был пояс (оберег), порты (штаны, брюки).

Обувь: лапти, сапоги в сборку, коты – тяжелые туфли.

Одежда – это оболочка души. Мир одного народа отличается от другого народа и, естественно, что в своих орнаментах, рисунках, эпосе память о своих богах люди зашифровали. И шифровка эта находилась в символике вышивки.

Огромное значение имела так же символика цвета. Символика цвета в одежде: красный – огонь, кровь, жизнь; зеленый – символ вечного (в одежде практически не встречается); синий, черный – тьма, горе; голубой, серый – надежда. Солярные знаки в одежде: кресты – путь к любви; спираль – знак солнца; звездочки – свет, снег; зигзаг – дождь, вода, река.

Человек, приходящий на эту Землю, проживает семь жизней. Рождается ребенок, поются колыбельные пени, совершаются обряды родин и крестин – все естественно и органично: успокоить, укачать, уберечь (оберег), предсказать судьбу, будущее. В этих обрядах сконцентрирован многовековой опыт народа, связанный с обеспечением безопасности роженицы и ребенка, пожеланиями хорошей судьбы новорожденному, выражением радости и надежды. В настоящее время в кругу друзей и родственников проходит обряд имянаречения и церковного крещения.

Пора юности характеризуется посиделками, кулачными боями, игрищами, хороводами, где выбирали себе пару. Это жизнь и естественность этой жизни в сватовстве, сговоре и свадьбе. Целый обрядовый комплекс, ритуалы, обычаи имеют социальное, правовое, религиозно-магическое и иные значения и должны обеспечить благополучную и счастливую жизнь супругов.

Сегодня использование традиционных обрядов в современной свадьбе во многих случаях представляется случайным, нет ни причитаний, ни магических действий, утратилось понимание роли традиционных участников свадьбы.

Старость, смерть и похороны – еще один этап жизни, к которому надо быть готовым. Важное значение в жизни и быту имели похоронно-поминальные обряды, в которых находил проявление древний культ предков. Эти обряды были направлены на то, чтобы облегчить умирающему переход в потусторонний мир, обеспечить там его благополучное существование. Сегодня в данной обрядности в наибольшей степени сохранились ритуальные действия языческого культа предков, переплетенные с христианским.

Все эти важные моменты в жизни человека находят свое отражение в праздничной культуре. Помимо этого, у каждого народа был свой годовой цикл праздников, создававший выверенный ритм труда и отдыха в соответствии с природным и космическим ритмом.

Весенние праздники пронизывала магия плодородия (обычно они проходили накануне сева). Это были шествия с плугом и эротические обряды (песни, молитва). Юность года.

Летние праздники как зрелость года (летнее солнцестояние). Противоборство светлых и темных сил, которые отражались в различных ритуалах (защита полей и будущего урожая от засухи, суховеев, дождей, грызунов и т.д.).

Осенние праздники напоминают о старости года (благодарность богам и предкам за дарованный урожай, очищение от недоброго).

Новый год как завершение годового цикла. Умирал старый год, на смену приходил новый – прилагались все усилия для обновления жизни.

Новый год едва ли не единственный праздник в современном мире, сохранивший черты архаического ритуала.

При переходе от одного временного цикла к другому старое время умирало и рождалось новое, а между ними лежал некий промежуток – неизвестный и потому опасный, непредсказуемый, от которого можно ждать все, что угодно. В это время следовало быть особенно внимательным и выполнять все положенные ритуалы, повторяя в них действия богов, некогда сотворивших Космос.

Древняя мифологическая символика сохраняется в наши дни. Новый год, например: на вершине елки – серебряная рождественская звезда, а в мифах – это Полярная звезда, как центр мирового древа. Стеклянные шарики, игрушки животных и сказочных персонажей – это не что иное как память о душах животных, которых приносили в жертву. Современные варианты плодов – молодильные яблоки, дарующие вечную жизнь. Даже обращение президента в Новогоднюю ночь – отголосок древней роли Вождя или царя.

Система календарных праздников народа включает: наследия архаической эпохи, астрономические и иные естественнонаучные знания, религиозные мотивы, фольклор, способы изготовления одежды и прочие особенности материальной культуры, идеологии правящей и образованной верхушки, историю государств, религиозные установки.

Следующая характерная черта праздника – его образность. Словарь русского языка С.И. Ожегова (М., 1953, стр. 387) трактует понятие образ как: вид, облик в литературе, искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченного в форму конкретного, индивидуального явления; образ как икона. В нашем понимании образность означает изобразительность, живопись самой сути жизненных явлений, облегченных в художественную форму – праздничную. И здесь, праздник, как истинно художественное произведение, преображается «в органически жизненное целое, каждый элемент которого необходим, незаменим и жизненно значим».

Таким образом, мы видим, что создать художественное произведение – значит создать особый художественный мир, определенную художественную реальность, которая представляет собой систему художественных обрядов[20]. Единый художественный образ цементирует праздничное действие в его логическом развитии, наиболее ярко раскрывает тему праздничного события в трех видах: декоративно-образном, музыкально-образном и образно-игровом. В празднике отражается жизнь по-своему, через особую художественную условность, которая подчеркивает его принадлежность к особой форме отражения действительности. А отражение этой действительности у каждого праздника свое и зависит оно от особенности постановщика, организатора праздника (автора этого произведения), его манеры и стиля. Это позволяет одному и тому же празднику существовать каждый раз и выглядеть неповторяемым и оригинальным. Условность же позволяет в празднике передать огромное жизненное содержание[21].

Необходимо помнить, что без этой условной формы отражения жизни нет праздничной культуры. Поэтому в празднике образности отводится огромное значение. Ассоциативный образ – символ может быть графическим, художественным, музыкальным, словесным, звуковым. Он должен вызывать в памяти связанные с ним иные ощущения, а не отражаемые им. Образ будит воображение, воскрешает то, что было пережито, видено или знакомо. Образность создается языком аллегории, метафор, символов, знаков. Меняются знаковые формы, меняется их смысл. Образ, сконцентрированный до символа, обладает огромным энергетическим запасом творческой информации. И все это активно используется в праздничной культуре: символика природных стихий (солнце-свет, тепло, жизнь; дерево жизни – символ человечества, река-жизнь и др.); символические смыслы изображения птиц, зверей и других животных (птицы – стихия неба, весть, счастье, любовь; овца – жертвенное животное, змея – знак мудрости, власти и др.); растения, камни, металлы в системе символических смыслов (ива – печаль, горе, бирюза – власть, гора – преодоление трудностей и др.); символика чисел; символика цвета; символы власти и т.д.[22]

В символах, аллегориях, метафорах зашифрована духовность времени. Они прошлое соединяют с настоящим. Благодаря яркой образности, духовности содержания, жизнеутверждающей силе праздник помогает человечеству понять мир и выжить, продолжить свой род, сохранить историческую память, которая становила и укрепляла нравственный облик народа.

Индивидуальность, оригинальность праздника зависит от его формообразующих элементов. При этом форма должна вылиться из содержания, она не может быть привнесена извне, со стороны. В свою очередь, форма всегда активна по отношению к содержанию, она его ярко выявляет.

Особенной характерной чертой праздника является выразительность и алогизм форм. Алогизм (от A – отрицательная приставка и греч. Logismos - разум). Отрицание логического мышления как средства достижения истины. В нашем случае противопоставление логике интуиции, веры и откровения, которыми пронизаны зрелищно-массовые формы народной праздничной культуры.

Один из древнейших праздников – Медвежий праздник, который отмечают некоторые народы Сибири.

Он устраивался хантами и мансами между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Попавший в лесу медведь являл собой умершего родственника, желающего придти в гости.

Его «приглашали» (убивали), «убеждая», что он важен лишь как гость, а его мясо вовсе не требуется. Медведь «гостил» около недели – столько продолжался праздник.

С момента «приглашения» шкура являла собой гостя, а мясо предназначалось в качестве «причащения» к плоти зверя.

Везли все это на разных нартах, подъезжая к селению, охотники стреляли из ружей, громко кричали, сбегались люди.

После заката солнца шкуру помещали в доме на почетное место в передний угол. Подносили к голове медведя угощения, поднимали голову, называя имена умерших, когда голова тяжелела – (под чьим именем это происходило) это указывало чьим предком он являлся.

Ночью – главный праздничный ритуал. Начиналась ночь с песни, которая пробуждала медведя, а заканчивалась песней которая его укладывала. Охотники воспевали жизнь медведя на небе, его приход на землю и его деяние. К концу праздника, душа медведя отбывала на небо.

Во время праздника отменялись все установленные правила и разрешалось делать все то, что обычно было под запретом: высмеивались шаманы, непутевые промысловики, раскрывались интимные стороны жизни и т.п.

Действо было красочным, богатый реквизит, берестяные маски (чтобы медведь и боги никого не узнали), посохи как весла, ружья, копья и т.д.

Со времен первобытности встречались праздники Потлача (давать подарок) Северо-запада Северной Америки. Устраивались по самым разным поводам: рождение ребенка или смерть соплеменника, свадьба, постройка дома и т.д. Дарение и получение ответного дара было обязательным, как постоянное распределение и обмен ценностями.

В самых архаичных народных праздниках твердых дат вообще не существовало.

Это был не точный день в календаре, а скорее праздничная пауза, которая следовала за окончанием какой-либо работы и зависела в первую очередь от погоды.

Развлечения эпохи викингов. Одно их самых обычных развлечений – это пир: по поводу свадьбы, начала или окончания цикла (урожай, поход), вступления в наследство.

На пиру ели-пили, заигрывали с противоположным полом, плясали все, хвастались, уличали друг друга в хвастовстве, устраивали по этому поводу разборки. Выступали музыканты (профессионалы, бродячие акробаты и музыканты, землевладельцы), устраивая своеобразное состязание, а национальная борьба (глима) была обязательной.

Архаичные праздники переросли затем в античные Кронии и Сатурналии (древнеримские). В 494 году до нашей эры утверждены в честь богов Цереры, Либера и Либеры, Сатурна. Веселый праздник равенства господ и рабов. Свобода всем (и рабам), отдых, зажженные светильники и подарки, жертвоприношения Сатурну (покровителю земли). Пиршества, бои на колесницах, травля зверей и театральные представления.

Продолжением Сатурналий являлись карнавалы. В карнавале нет разделения, все живут в нем, участвуют, а не разыгрывают действо. В Средние века – карнавалы – вехи, которые, отмечали начало весны, проводы старого и встречу нового года.

В карнавале разыгрывались древние мистерии умирающего и воскрешающего зверя или бога. Олицетворением карнавала стал пузатый весельчак (дон Карнаваль, Сан-Пинсар или другое какое-нибудь чучело), которого водят или возят по всему селению, а потом «казнят»: топят, сжигают либо расстреливают. Карнавальное чучело сначала существовало в образе зверя, растения и только потом – человека.

В карнавале, как и в архаичном празднике, менялись местами король и шут, небо и земля, телесный верх и низ. Это служило обновлению мира.

Яркий пример – средневековой праздник Дураков.

Собрание духовенства выбирало (комические церемонии) дурацкого епископа и торжественно отводило в церковь.

Сопровождающая процессия плясала, потешалась и дурачилась, надев маски и нарядившись в женские одежды, в скоморохов, в животных. В церкви дурацкий епископ служил праздничную мессу и всех благословлял, а дьяконы в это время ели колбасу, плясали, азартно играли в карты. Танцевали и пели непристойные песни, в кадило бросали вместо ладана навоз и старые подметки, вонь была невозможная. Паства предавалась полному разгулу: бегали, прыгали, раздевались донага и позволяли себе любые безобразия.

Затем в тележках с нечистотами разъезжали по городу, горланя скабрезные песни и швыряли нечистоты в толпу. Праздники той поры представляли пародии на церковный чин мессы, дворцовый этикет, рыцарские турниры, общественные представления и т.д.

В России сродни европейскому карнавалу стала боярыня Масленица, веселая, широкая с элементами язычества. Такие массовые гуляния.

Далее, в результате реформ Петра Великого, резко изменился городской быт. Позднее городская праздничная обрядность запечатлела интересы государственные и религиозные, отразила идеалы и вкусы не только горожан, но и сельских жителей, в ней ритуально-магическое переплеталось со светским, древнее с современным.

И в Индии, и в Саксонии, и в святой Руси святочным обрядам, играм, гаданиям и поверьям более тысячи лет: задолго до появления христианства арийские народы праздновали в конце декабря поворот солнца на лето.

В древней Греции при наступлении коротких зимних дней женщины оплакивали исчезновение бога юности и веселья Диониса. 20 декабря жрецы приносили ему жертвы, и скорбь сменялась радостью.

В Риме с 17 по 24 декабря праздновались Сатурналии в честь бога Сатурна, покровителя земледелия. В его храме зажигалось множество свечей как символ возврата солнца. Все дела прекращались, рабы разносили подарки друзьям дома – восковые свечи, плоды, одежды, книги, сосуды и т.д. и везде получали в награду чашу вина. Два последних дня праздника посвящались исключительно детям. Им дарили кукол из глины или кости.

Восточные народы в дни, совпадающие с нашим декабрем, строго соблюдали праздники приношения жертв солнцу. В Египте отмечали память Исиды (богини земли и луны), Осириса (бога солнца) и Ора (бога звезд). При константинопольском дворе еще в V веке происходили «готские игры», имеющие связь со святочными забавами: ко двору являлись ряженые, плясали и пели песни.

У скандинавских и германских племен «готские игры» шли под другими названиями. В Саксонии они известны как «Рупертовые слуги». В продолжении 12 дней после Рождества люди одевались в звериные шкуры, мазали лицо сажей, украшали головы рогами, бегали по улицам с криками, пением и плясали под музыку.

В Норвегии и Дании праздники проходили в честь Тора и Одина и продолжались три недели: первые три дня отводились благотворению, а последние – пиршествам и веселью.

Пришли колядки!

Эти события затем совпали по времени с праздниками Рождества и Крещения.

Накануне Рождества и в течение всех рождественных праздников от дома к дому ходили мальчики с Вифлеемской звездой (из разноцветной бумаги), пели духовные песни или специально сочиненные стихи.

Колядовавших угощали печеньем, орехами, сластями и пирогами. Они прославляли хозяев дома, обещали урожай, здоровье и благоденствие семьи.

Молодежь же собиралась на посиделки, во время которых было много плясок, рассказов, сказок, прибауток. Играли в жмурки и фанты, загадывали загадки, угощали друг друга семечками, орехами, сластями. Песни, хороводы, разговоры прерывались с приходом ряженых.

Святки – время сватовства, званых обедов, катаний на санках с ледяных гор, игр в снежки.

Святок не бывает без гаданий. Церковь запрещает гадания и ряжения. Праздник Крещение завершал святочные дни.

Празднования царствований Петра, Екатерины и др. Они были трех категорий:

· чисто дворянские (для благородных людей), а позже – дворцово-усадебные торжества;

· для народа и «всякого звания людей», в последствии – казенные гуляния, по случаю государственных праздников (раздача бесплатных угощений);

· народные гуляния (по государственной инициативе) Пасха, Троица, Ивонов день, день Петра и Павла (приглашалась столичная знать, император, иностранные специалисты, комедианты, музыканты и т.д.).

Карнавальные процессии Петр Великий затевал и на традиционные праздники (Святки, Масленица), а так же по случаю гражданских торжеств (в честь военных побед).

Волы, свиньи, козы, лошади, верблюды тащили по столичным улицам повозки. Кругом – музыканты, певцы, царские шуты, слуги, придворные (в виде чертей, турок, животных и т.д.). Примеры карнавалов:

В 1721 г. – мир со Швецией. В карнавале представляли разолоченные галеры с фрегатами, с парусами, пушками; в 1763 году трех дневный карнавал «Торжествующая Миневра»; коронование Екатерины II на Масленицу (сценарий – Сумарокова, режиссер – Федор Волков). На повозках разыгрывались смешные и назидательные сценки, пьяницы везли на себе бога вина Бахуса, колесницы богини Миневры сопровождали олицетворения наук, художеств, добродетелей и т.д. Звучала музыка, гимны, чтецы, всего около 4 тыс. человек было занято.

В XIV в. карнавальное шествие забыли, возродили в XX столетии, после Октябрьского переворота. 1 мая, 7 ноября – шествия с оркестрами, чтецами, грузовики на которых разыгрывались интермедии (закованный «порабощенный труд», смерть «мировой буржуазии», и т.д.)

С конца 20-х г. XX в. – праздничные шествия стали официально называться демонстрациями. Карнавал находил отражение в костюмированных группах на грузовиках где показывались: народы советских республик, их искусство, торжество и т.д.

Сегодня карнавальное шествие встречается в праздновании Дней городов.

И так, Вашему вниманию был представлен краткий обзор форм: от древнейших праздников до современных праздничных действ, где естественность, образность, выразительность характеризуют праздник как многовековую преемственность традиционных ценностей.

Контрольные вопросы.

1. Миропонимание древних: народная философия и педагогика.

2. Праздник: понятие, концепция, его компоненты.

3. Классификация праздников.

4. Функции праздника.

5. Приоритетные направления и формообразующие элементы праздника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: