Авторская позиция – точка зрения, идея, которую проводит, отстаивает говорящий и пишущий.
Амфитеатр – места в зрительном зале театра или цирка, расположенные уступами за портером.
Гала (фр.) – придворный праздник; гала концерт – особо торжественное зрелище. Ударение на втором слоге.
Декорация – украшение; художественное оформление действие на театральной сцене.
Декорация – устанавливаемое на сценической площадке живописное, объемное или архитектурное изображение, создающее зрительный образ представления.
Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного политического, научного, дипломатичного и т.д. вопроса, собрания и др.
Досуг – свободное от работы время. Из структуры свободного времени выделяют активную творческую деятельность: самообразование, учеб, духовное и физическое развитие, любительские занятия, игры с детьми, общение с другими людьми. «Досуг» произносится на втором слоге (на «у»).
Зал зрительный – помещение для публики. Большие залы имеют: партер (фр. на земле) – нижний этаж зрительного зала; амфитеатр – ряды кресел, возвышающиеся уступами за партером; бельэтаж (фр. красивый) – места первого яруса балконов над партером и амфитеатром; балкон – места верхнего или среднего яруса (этажа), расположенные амфитеатром; ложа – отделение для нескольких лиц в верхнем или среднем ярусе; галерея – (разг. галерка, раек) – самый верхний ярус.
|
|
Занавес. Главный занавес сцены помещается за «арлекином», служит для укрытия от зрителя смены декораций и др. изменений на сцене. Занавес является одним из украшений зрительного зала.
Идеология – система взглядов: политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных. И оказывает активное влияние на общество, ускоряя или тормозя его развитие. В сценическом искусстве сходно с термином «концепция» - система взглядов, способ рассмотрения и понимания явлений действительности; общий замысел режиссера, художника, музыканта, сценариста и др.
Идея художественная – содержательно – смысловая целостность произведения искусства; обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе художественного произведения; основная, главная мысль, замысел, определяющее содержание сценария, социокультурной программы и т.д.
Карнавал – это зрелище без разделения на исполнителей и зрителей. В карнавале живут, а не разыгрывают действо.
Концерт – публичное исполнение по определенной программе музыкальных произведений в сочетании с вокальными, эстрадными и другими номерами с возможной сменой декораций (или отдельных элементов оформления) в каждой перемене.
|
|
Корпоративные мероприятия (праздники) – эффективный способ, призванный помочь в решении тактических и стратегических задач развития предприятия; рекламировании достоинств фирмы, компании, организации, их возможности, авторитетность, технический уровень, квалификация персонала, социальная ответственность. Это самые разнообразные мероприятия, т.е. совокупность действий, объединенных общественно значимой задачей: пресс-конференции, рекламные акции, юбилейные праздники (предприятия, например), календарные праздники (Новый год, День Российской Армии, 8 Марта и др.), семейные и коллективные выезды на природу, праздники для детей сотрудников.
Другое (первоначальное) название корпоративного праздника – профессиональный праздник (День шахтера, День учителя и др.).
Креатор (англ. – творить, создавать) – создатель идей, образов, композиционно-цветового декорационного оформления представления; создатель рекламы.
Мимика – движение лицевых мышц, средство передачи душевного состояния говорящего.
Миниатюра – жанр «малых форм». Небольшое по большое произведение (реприда, рассказ, басня, скетч).
Монтажный лист – один из трех основных документов в создании массового представления: «сценарий» - «постановочный план» - «монтажный лист» (он же «Рабочий план», «Режиссерский план»).
Сценарий определяет идейно-тематический замысел, здесь закладываются основы оформления, символическая образность, условно-знаковая система.
Постановочный план (режиссерский сценарий) конкретизирует сюжетную схему сценария в целом и по эпизодам.
Монтажный лист уточняет место, время, участников действия, музыкально-шумовое, аудиовизуальное и художественно-декорационное оформление (сценографию).
Обозрение – используется с целью связать отдельные номера сюжетом, превратить эстрадное представление в целый мир.
Образ художественный – обобщенное отражение действительности в форме конкретного явления; единство объективного и субъективного. Главная цель и создании образа – преобразить предмет, превратить его в нечто иное – простое в сложное, сложное в простое для достижения наивысшего смыслового напряжения, раскрыть взаимопроникновение различных жизненных планов; в образ входят переработанные творческой фантазией художника факты действительности.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.
Обычай – это зримое, конкретно-действенное поведенческое проявление традиций (традиционно установленный порядок действия или поведения в ситуации, т.е. ожидаемое поведение).
Праздник – (по Далю) – день, посвященный отдыху, не деловой, не рабочий. (По Ожегову) – день торжества, установленный в честь или память кого-нибудь, чего-нибудь.
Праздничная ситуация – высокий подъем чувств и мыслей народа как отклик на это праздничное событие.
Презентация – мероприятие рекламного характера для приглашенной публики с целью демонстрации новых произведений литературы и искусства, товаров и услуг и т.п. Сценарий презентации обычно включает: деловую часть, концертные номера, лотереи, аттракционы, небольшой банкет.
Продюсер – обычно уполномоченное лицо фирмы, финансирующий проект; выполняет функции директора-распорядителя, иногда одновременно сам является режиссером-постановщиком фильма, шоу, рекламного мероприятия.
Раёк – 1) Ярмарочный ящик для показа зрителям передвижных картинок, сопровождался пояснениям раёшника в виде раёшных прибауток (раёшный стих). 2) Театральная галерка – верхний ярус зрительного зала.
Рампа – низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий осветительную аппаратуру.
Раусы – специальные возвышения у балаганов, где издавна на Руси по праздникам выступали веселые зазывалы. В настоящее время это могут быть празднично декорированные платформы грузовиков с раусными группами (культорганизаторы, музыканты и др.).
|
|
Реквизит – предмет быта, используемые в представлении.
Реликвии – предметы, вещи, хранимые как память о прошлом. Напр., подлинные документы потомкам как память от участников Великой Отечественной Войны: исторические фотографии, нестареющие письма и дневники, фронтовые награды. Хранятся в музеях, используются в театрализованных представлениях и пр.
Римейк – повторная постановка спектакля с иной трактовкой, с некоторыми изменениями; новое художественно-декорационное решение ранее поставленной пьесы, зрелищного мероприятия; новая версия старой песни.
Сементика – (обозначающий), изучение значения слова.
Символ – образ, воплощающий какую-либо идею. Вещественное, графическое или звуковое обозначение какого-нибудь понятия; абстрактное понятие: сова – символ мудрости; характеристика художественного образа, выражающего некую художественную идею. В отличие от аллегории отличается неисчерпаемой многозначностью содержания: знамя воинской части – символ гордости, чести, славы. Символическая образность предполагает поиск условно-знаковой системы, ассоциирующейся у участников действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме. Символика – совокупность символов.
Стили эпох – устойчивое единство принципов, выразительных художественных приемов и средств в пластических и др. искусствах.
Стилизация – в изобразительном искусстве, дизайне, сценографии (декорационном оформлении) воспроизведение реальных предметов (растений, животных и пр.) в условной упрощенной форме; подражание внешним формам какого-либо стиля, или «под старину»; пример имитация реального – орнамент, узор.
Сцена – часть театрального здания; сценическая площадка для представлений в зале, на стадионе, площади, в парке. От латинского scaene произошло слово «сцена». Скена – в древнегреческом театре деревянная перегородка с дверями для переодевания актеров и торжественного выхода персонажей.
|
|
Театрализация – сценическая интерпретация драматургического произведения, в котором актеры разыгрывают сюжет непосредственно здесь и сейчас.
Театрализованные представления – массовое действо, которое в отличии от праздника всегда вписывается в определенную сценическую площадку, имеет четкие границы и делит массы на зрителей и исполнителей.
Технология современного праздника – технология – это оптимальный способ действия (движения цели) в заданных условиях, (греческая этимология корня «техно…») восходит к словам «способ», «ремесло», «делать»).
Традиционная народная культура – основа сохранения культурной самобытности народов России, активизация работы центров национальных культур.
Традиция – установившаяся привычка, (явление духовно-идеологическое), это идеологические отношения, которые освоены человеком, привычны ему, это личностные установки, определяющие характер реакции и поведения человека в ситуациях.
Шоу – яркое эстрадное (концертное), цирковое представление с участием знаменитостей и эффектным сценическим оформлением.
Эмблема – условное или символическое изображение какой-либо идеи. Например, эмблема фестиваля, смотра, досуговой программы.
Этимология – (истина, истинное значение слова) происхождение слова.
Юбилей – годовщина деятельности какого-либо лица, учреждения; празднование какого-либо события.
Приложение
Символы – одна из форм отражения (реальности) реалий повседневного. Каждая эпоха имеет свою тональность. Тон задает человек с его представлением о мире, о смысле жизни, о плохом и хорошем.
Меняется представление – меняется тональность эпохи. Символ выступает информационно-коммуникативным средством, языком общения в символах, аллегориях, метафорах зашифрована духовность времени. Они прошлое соединяют с настоящим.
Разрушенный временем архитектурный ансамбль Акрополя стал символом Древнего мира (наивысший расцвет и могущество Афин).
Древняя Греция – «выпить смертную чашу до дна», (античная) т.е. суд афинских граждан, который приговорил Сократа к смертной казни.
Калигула, Нерон – символ жестокости, аморальности.
Мифологический Минотавр – образ египетского фараона III т. до. н.э., как бы объединил Юг и Север Египта.
Висячие сады Семирамиды (VI в. до н.э.) – символ победы человека над природой.
Вавилонская башня – символ человеческой гордости, вызов небу.
В основе исторического знания лежали мифы, легенды, библейские и евангельские притчи и др.
Книжные миниатюры, фрески, скульптуры, все не случайно (цветы, птицы, животные), а повествует о чем-то.
К середине I т. н.э. в районе Средиземноморья традиции античности сформировались в средневековую художественно – эстетическую практику.
V-XV в.в. (средние века) античное наследие воспринято арабо-мусульманской культурой, Христианская вера – идеология и мораль, нравственность – основа жизни средневекового общества (но и античные культы, дохристианские мифологии, фольклорные образы уживались тоже).
В Новое время меняются идеалы, отношение общества к личности, к труду, отдыху, меняются знаковые формы и их смысл. Скрытые смыслы уступают место реальным изображениям, а прежние символы преображают новые символы.
Символизм (XIX в. французский поэт Жан Мореас): стремление познать и передать истину через идею, знак.
В XX в. отмечается стремление к условности, намеку, недосказанности. Образ, сконцентрированный до символа, обладает огромным энергетическим запасом творческой информации. Символ загадка и отгадка одновременно[46]. Отразить большое в малом, а в детали – целое – это сверхзадача творчества, как «в капле воды увидеть море» (художественный принцип японского искусства)[47].
Символика природных стихий.
Небо – череп мира, место небожителей;
Воздух – проводник души;
Облака – пространство космоса (организованное);
- (духовное облако – символ благодати)
Древо жизни – «мировое дерево», символ человечества, ствол дерева – ось, корни – земля, крона – небо. Три уровня: Явь, Навь, Правь.
Солнце – бог двух стихий – земли и неба, объединяются лучами, т.е. спуск на Землю.
В христианстве – солнечный диск преобразован в небесный нимб вокруг головы святого.
Огонь – часть солнца. Очищение, жизнь, мятежность, непримиримость, безжалостность.
Дорога – символ бесконечности.
Путь – символ целевого движения (конечность).
· У древних славян – указать путь, т.е. выгнать
· У христиан в Средние века – путь к Иерусалиму – символ географии Земли
· Три лика Святой Троицы: три пути, три средства духовного очищения: дорога памяти (Отец), дорога разума (Сын), дорога Любви (Святой дух)
Река – жизнь, Весна – символ юности, Лето – символ зрелости (лотос, пион - Китай), Осень увядание, но и зрелость (Китай - хризантема), Зима «старуха».