История Ростовского кафедрального собора наразрывно связана с историей нашего города. При сооружении крепости Димитрия Ростовского на правом берегу Дона сразу же началось строительство церкви во имя Покрова Божией Матери и часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1761 г. Вскоре эта часовня становится храмом. В 1781 г. деревянный храм Рождества Богородицы был разобран и перенесен на торговую площадь города, т.е. на его теперешнее место. Простоял он недолго — чуть более 10 лет, и сгорел при пожаре. В 1795 г. богобоязненные ростовчане строят на месте сгоревшего храма новый — каменный, с деревянными куполами. В 1822 г. Указом Святейшего синода ростовская церковь Рождества Пресвятой Богородицы получает права «Соборной», а еще через 25 лет — кафедрального собора.
В середине XIX в. население Ростова значительно выросло, и главный собор уже не вмещал верующих. Тогда-то два православных ростовских купца Семен Николаевич Кошкин и Федор Нефедович Михайлов начинают ходатайствовать перед Святейшим Синодом о строительстве на их собственные средства нового вместительного здания собора. Вместе с разрешением они получают проект будущего храма. Автором его был известный в то время академик архитектуры Константин Андреевич Тон, проектировавший позже и храм Христа Спасителя. Строительство кафедрального собора началось в 1854 г., а закончилось в 1860 г. высота собора — 45 м до подкрестного яблока. В плане он представляет равноконечный крест. Ходы в собор были сделаны с трех сторон, как и широкие мраморные паперти (снесенные в 20-е гг.). В 1875 г. рядом с собором начали строить 4-ярусную колокольню, по проекту художника Д.В. Лебедева и войскового архитектора Антона Кампиони на средства купца Петра Романовича Максимова. В октябре 1887 г. колокольня освящена, на нее поднят колокол весом около 17 т (1032 пуда) и установлены четырехсторонние часы. Высота колокольни была 75 м, и она была самым высоким зданием в городе. Звук колокола был слышен на расстоянии 30 км, а сама колокольня была видна с расстояния 42 версты.
|
|
Комплекс кафедрального собора, расположенный в центре бывшей тогда главной площади города, стал его духовным и административным центром. Северная мраморная паперть выходила на Соборную площадь, где стоял памятник Александру II (работы академика скульптуры Микешина). На площади проходили парады, народные гуляния. Южная паперть собора, тоже мраморная, выходила на торговую площадь. Отсюда был главный вход в собор.
На восточной стороне площади находились административные здания городского магистрата и торговые ряды. Собор дал имя Соборному переулку и Рождественской улице (сейчас — ул. Обороны).
|
|
С установлением на Дону советской власти для собора начинается летопись утрат и разрушений. В 20-е гг. была разобрана южная паперть и возведено кирпичное ограждение подворья со стороны базара. Затем разобраны западная и северная паперти. В 30-е годы собор был закрыт, кресты с куполов сняты, здание использовалось как склад зерна; иконостасы и все внутреннее убранство было утрачено. В первый раз иконостас был разграблен в 20-е годы. Все ценные, старинные, богато убранные иконы, украшавшие собор до 1917 г., были вывезены из Ростова.
В 1942 г. из-за боязни демаскировки два яруса колокольни были снесены. Когда в июне 1942 г. вновь открыли двери храма, в нем действительно ничего не было — ни икон, ни иконостаса, фрески и росписи были испорчены, вся церковная утварь уничтожена, повсюду были хлам и мусор. Прихожане помогали восстанавливать храм, стали приносить иконы, столы, стулья, скатерти и все необходимое для совершения богослужений. Вскоре прибыл архиепископ Николай Амосийский, который стал управляющим ростовской епархией. Архиепископ Николай и несколько священников, приехавших с ним, отслужили молебен, и с этого времени богослужения в кафедральном соборе стали совершаться регулярно.
Восстановление и реконструкция собора начались сразу после войны. В 1950 г. приступили к первому послевоенному ремонту собора. Главный купол его покрыли новым железом, сделали побелочные работы, приступили к восстановлению фресок. В 1951 г. в Ростовскую епархию прибыл митрополит Вениамин (Федченков). Известный богослов, проповедник, оставивший огромное письменное наследие: труды по богословию, богослужебные тексты, проповеди, жития и автобиографические записки. Чрезвычайно актуальны сегодня его замечательные книги «О вере, неверии и сомнении», «Письма профессора о вере» и «На рубеже эпох» — живое свидетельство о событиях нашей истории, свидетелем и участником которых довелось быть Владыке Вениамину, о людях, с которыми он встречался. Даже если мы просто назовем некоторые имена этих людей, то один этот перечень вызовет неподдельный интерес: митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий (Страгородский), епископ Феофан (Быстров) — царский духовник, император Николай II и его супруга императрица Александра Федоровна, митрополит Антоний (Храповицкий), Г.Е. Распутин, А.Ф. Керенский, барон П.Н. Врангель и многие другие... При Владыке Вениамине и настоятеле собора протоиерее Георгии Кострюкове был сооружен главный иконостас.
Иконостас реставрировали мастера из Москвы, а иконы для него и настенные росписи писал художник Волков. К сожалению,, биографических сведении о нем не имеется. Старожилы вспоминают, что это был истинный богомаз, — так говорили в старину про художников, владевших особым даром иконописания. Прежде, чем приступить к работе, Волков усердно постился, много молился, читал жития святых и другую духовную литературу. Он знал, за какое дело берется, и вкладывал в работу свою душу, — после освящения такая икона становится иконой, на нее сходит Дух Божий.
Иконостас Ростовского кафедрального собора представляет собой уменьшенную копию иконостаса храма Христа Спасителя. В этом можно убедиться, взглянув на сохранившиеся снимки внутреннего вида Московского храма Спасителя — та же оригинальная форма в виде часовни, то же расположение икон на четырех ярусах.
К 1000-летию Крещения Руси при митрополите Владимире (Сабодане) были произведены реставрация икон, обновление фресок. Купола покрыли медью, а сверху — позолотой. Приступили к восстановлению колокольни. Был позолочен центральный иконостас, а впоследствии и боковые, Петропавловский и Преображенский. Переделали солею и расширили кафедру, в алтаре постелили паркет. В Московских Патриарших мастерских были заказаны специальные золотые оградки из цветного металла, которым очень украсили собор. Кафедральный собор преобразился. Эти изменения и детали лишь подчеркнули строгую красоту икон. У художника Волкова свой стиль иконописи. Глядя на иконостас, хочется сказать: «Исполнен чистоты». В первом ярусе, помимо традиционных образов Спасителя и Царицы Небесной и храмовой иконы — Рождества Пресвятой Богородицы, находятся иконы святителя Николая и Богородичных двунадесятых праздников. Во втором ярусе — иконы остальных двунадесятых праздников. Ярусом выше — Спаситель и лики апостолов, а над ними — Господь Саваоф в окружении ветхозаветных пророков. Впрочем, можно много описывать и не сказать ничего. Лучше еще раз взглянуть с молитвою на весь мир невидимый, собранный здесь, с благоговением помышляя о том месте, что находится за ликами икон — об алтаре, Святая Святых...
|
|
Недавно Ростовский кафедральный собор пополнился двумя святынями — Донской иконой Божией Матери, и иконой Пресвятой Троицы с частицей от Мамврийского дуба, освященной в Иерусалиме. Эти иконы написаны ростовскими художниками епархиальной иконописной мастерской. В 1995 г., к 135-летию собора в этой же мастерской была написана икона Рождества Пресвятой Богородицы. Список иконы Рождества Пресвятой Богородицы сделан с канонической иконы XV в. В соборе она теперь находится справа от амвона, напротив Донской иконы Божией Матери.
Люди приходят и будут приходить в собор к святым образам и молитвенно смотреть на лики святых, словно приоткрывая для себя завесу горнего мира, где Сам Господь, Царица Небесная и Божий угодники. С упованием и надеждой верующие притекают к казанской иконе Божией Матери, иконам преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частичками их честных мощей.
Одна из главных святынь собора — мощевик, оставленный в дар почившим Патриархом Пименом.
|
|
В 1989 г. городские власти принимают решение об охранной зоне вокруг собора. На подворье было построено здание малого храма. К нему примыкает новое двухэтажное здание воскресной школы. В этом же здании с 1994 г. находится ростовское Епархиальное духовное училище. Продолжа6ется восстановление колокольни, ведутся строительные и реставрационные работы на подворье собора.
Наши предки строили и созидали славу, честь и величие России, долг ныне живущих — восстановить и эту славу, и это достоинство, и былое величие Родины. Медленно и трудно созидается разрушенное. И все же мы с радостью видим: собор живет, купола сияют над Ростовом, далеко слышен благовест его колоколов...