Теоретические методы исследования

Теоретические методы исследования основаны на использовании методологий и методических положений различных научных теорий.

Абстрагирование

Понятие «абстрагирование» произошло от понятия «абстракция» (лат. abstractio - отвлечение). Абстрагироваться - это значит мысленно отвлечь­ся от несущественных, частных свойств и связей предмета, с тем чтобы выделить существенные его признаки. Понятие «абстрактное» противопо­ставляется понятию «конкретное».

Абстрагирование носит в умственной деятельности человека наиболее универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода - в мыслен­ном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предме­тов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

В практике исследования различают процесс абстрагирования и ре­зультат абстрагирования, называемый абстракцией. Под результатом абст­рагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов.

Процесс абстрагирования- это совокупность операций, ведущих к получению результата (абстракции).

Примеры абстракции: шар, дом, море, дерево, дорога, воздух, газ, жидкость и т.п.

Процесс абстрагирования имеет сложный, двухступенчатый характер.

Первая ступень - отделение существенного от несущественного, вычле­нение наиболее важного в интересующих исследователя явлениях. Именно здесь осуществляется оценка различных сторон явления, различных факто­ров и т.п., идет подготовка абстракции (отвлечения), которая включает:

а) установление того, что является общим для многих предметов определенного класса;

б) установление независимости или слабой зависимости изучаемых явлений от определенных факторов, которой можно пренебречь, и др.

Вторая ступень состоит в реализации возможности абстрагирования, установленной ранее. Это и есть в собственном смысле абстрагирование, или отвлечение: некоторый объект А1 замещается другим, менее богатым свойствами объектом А2, выступающим в качестве «модели» первого.

Абстрагирование может применяться как к реальным, так и абстракт­ным объектам, т.е. к таким, которые сами уже являются результатом пред­шествующего абстрагирования. Следовательно, это процесс многоступен­чатый (в том смысле, что абстрагирование может применяться к объекту многократно). Переходя от одного уровня абстрагирования к другому, мы получаем абстракции все возрастающей степени общности.

Например, постепенно отвлекаясь от все большего числа конкретных свойств определенного человека, можно получить подобный ряд абстракций:

мужчина —> человек —> живое существо —> материальный объект.

При этом познание как бы отходит, удаляется от действительности, взятой в ее целостности, конкретности и богатстве. Однако такой подход есть непременное условие познания глубинных, внутренних связей этой действительности.

Результатом процесса абстрагирования, как уже отмечалось выше, яв­ляются абстракции. Основная их функция состоит в том, что они позволя­ют заменить в познании сравнительно сложное простым, помогают разоб­раться во всем бесконечном многообразии явлений действительности пу­тем их дифференциации, выделения в них самых различных сторон и свойств, установления отношений и связей между этими сторонами и свой­ствами, фиксации их в процессе познания и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: