Теоретические методы исследования основаны на использовании методологий и методических положений различных научных теорий.
Абстрагирование
Понятие «абстрагирование» произошло от понятия «абстракция» (лат. abstractio - отвлечение). Абстрагироваться - это значит мысленно отвлечься от несущественных, частных свойств и связей предмета, с тем чтобы выделить существенные его признаки. Понятие «абстрактное» противопоставляется понятию «конкретное».
Абстрагирование носит в умственной деятельности человека наиболее универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода - в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
В практике исследования различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов.
|
|
Процесс абстрагирования- это совокупность операций, ведущих к получению результата (абстракции).
Примеры абстракции: шар, дом, море, дерево, дорога, воздух, газ, жидкость и т.п.
Процесс абстрагирования имеет сложный, двухступенчатый характер.
Первая ступень - отделение существенного от несущественного, вычленение наиболее важного в интересующих исследователя явлениях. Именно здесь осуществляется оценка различных сторон явления, различных факторов и т.п., идет подготовка абстракции (отвлечения), которая включает:
а) установление того, что является общим для многих предметов определенного класса;
б) установление независимости или слабой зависимости изучаемых явлений от определенных факторов, которой можно пренебречь, и др.
Вторая ступень состоит в реализации возможности абстрагирования, установленной ранее. Это и есть в собственном смысле абстрагирование, или отвлечение: некоторый объект А1 замещается другим, менее богатым свойствами объектом А2, выступающим в качестве «модели» первого.
Абстрагирование может применяться как к реальным, так и абстрактным объектам, т.е. к таким, которые сами уже являются результатом предшествующего абстрагирования. Следовательно, это процесс многоступенчатый (в том смысле, что абстрагирование может применяться к объекту многократно). Переходя от одного уровня абстрагирования к другому, мы получаем абстракции все возрастающей степени общности.
Например, постепенно отвлекаясь от все большего числа конкретных свойств определенного человека, можно получить подобный ряд абстракций:
|
|
мужчина —> человек —> живое существо —> материальный объект.
При этом познание как бы отходит, удаляется от действительности, взятой в ее целостности, конкретности и богатстве. Однако такой подход есть непременное условие познания глубинных, внутренних связей этой действительности.
Результатом процесса абстрагирования, как уже отмечалось выше, являются абстракции. Основная их функция состоит в том, что они позволяют заменить в познании сравнительно сложное простым, помогают разобраться во всем бесконечном многообразии явлений действительности путем их дифференциации, выделения в них самых различных сторон и свойств, установления отношений и связей между этими сторонами и свойствами, фиксации их в процессе познания и т.п.