Классификация. Метод классификацииявляется одним из базовых в науке

Метод классификации является одним из базовых в науке. Вообще принято считать, что наука как специфическая по­знавательная деятельность началась именно с этого процесса.

Классификация - это разделение исследуемых явлений и характеризующих их понятий на определенные части (классы), позволяющие отразить специфику этих явлений (общие и характерные свойства, формы проявления, связи и т. п.) и на этой основе понять их сущность.

Классификация бывает двух видов:

- деление общего и

- разделение целого.

Первый основывается на группировке некоторой совокупности явлений, имеющих общие черты в соответствии с каким-то критерием.

Например, структуру любого социального образования (например, трудового коллектива) можно представить и изучать как совокупность отдельных организационных, функциональных, ролевых и др. структур (см. Лекции Назарова по управлению персоналом).

Во втором виде классификации главным критерием является принадлежность к части целого.

Например, состав персонала управления организации можно выразить в виде принадлежности их к различным категориям и уровням (руководители высшего, среднего и низшего звена, специалисты, технические исполнители), ко­торые в своей совокупности образуют целостный феномен – руководство организацией.

Восхождение от абстрактного к конкретному

Для того чтобы рассмотреть данный метод исследования, необходимо оп­ределиться с некоторыми основными понятиями.

В данном случае термин «абстрактное» употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под абстрактным понимается одно­стороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные сто­роны, свойства и связи вещей.

Термин «конкретное» используется в двух основных смыслах.

Во-первых, под конкретным понимается сама действительность, различ­ные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей и отношений.

Во-вторых, термин «конкретное» употребляется для обозначения мно­гогранного, всестороннего, систематического знания об объекте.

Конкретное знание выступает как противоположность абстрактного знания, т.е. знания бедного по содержанию, одностороннего.

Следует подчеркнуть, что абстрактное и конкретное - это не абсо­лютные, а относительные характеристики знания. Восхождение от абстрак­тного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения науч­ного знания, закон отражения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Еди­ный объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафикси­рованных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к всестороннему, многогранному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в мышлении.

Форма движения мысли, которую называют восхождением от абст­рактного к конкретному, является определяющей, доминирующей по от­ношению к восхождению от конкретного к абстрактному. Задачи получе­ния абстракций, односторонних определений подчинены общей задаче восхождения к конкретному. Получение конкретного знания - это цель, которая, как закон, опре­деляет способ действий исследователя. В этом смысле абстрактное предстает лишь как средство достижения поставленной цели.

Аксиоматический метод

Аксиоматический метод представляет собой один из довольно распростра­ненных способов организации научного знания. Особенно широко приме­няется он в математике и математизированных науках.

Под аксиоматическим методом понимается такой метод, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальные знания вы­водятся из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фик­сируется в виде теории, законов и т.д.

Аксиоматический метод широко применялся еще в глубокой древнос­ти. Элементы аксиоматики встречались в трудах Платона, Аристотеля, Гип­пократа. По мере развития науки этот метод проник в самые разные обла­сти знания. Примерами аксиоматически построенных систем знания могут служить и теория электромагнитного поля Д.К. Максвелла, и эйнштейнов­ская теория относительности, и целый ряд других научных теорий.

Большой интерес представляет вопрос об истинности аксиоматичес­ких теорий. Необходимым условием их истинности является внутренняя непротиворечивость. Однако она свидетельствует с достоверностью лишь о том, что теория построена правильно.

Аксиоматически построенная теория может быть признана действи­тельно истинной лишь в том случае, когда истинны как ее аксиомы, так и правила, по которым получены все остальные утверждения теории. Только в этом случае такая теория может верно отражать действительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: