В психотерапии мы часто наблюдаем следующий феномен. При первом посещении поощряемый интересом врача пациент начинает почти бесконтрольно рассказывать о содержании своих конфликтов, но затем наступает разочарование, и его доверие пропадает, когда врач говорит, что у него нет времени для лечения или что пациенту придется подождать своей очереди год - два.
Точно так же, как в отношениях врач-пациент, в партнерских отношениях играют главную роль три стадии взаимодействия (привязанность, различение, отделение). Прежде чем кому-нибудь что-либо доверить, должно появиться чувство доверия (привязанность). Кому, когда, где и сколько можно поведать своих тайн - это стадия различения. «Исповедь» может только тогда иметь смысл и цель, если для партнера в ней есть альтернативные предложения, мысли о том, что и как нужно изменить, чтобы помочь самим себе.
Другие культуры
Партнерство как «место для исповеди» представляется мне западноевропейской версией таких отношений, которые предполагают интенсивную привязанность к Ты партнера. Если, например, в Исламе «устной» исповеди вообще нет, а символического очищения стремятся достигнуть ритуалами омовения и гораздо реже - прощением грехов, то и в партнерских отношениях откровенность и желание «исповедаться» имеет, по всей вероятности, другое значение. Такие поступки, как, например, нарушение клятвы верности со стороны женщины, вообще не подлежат обсуждению, так как они несовместимы с назначением женщины в браке и повлекли бы за собой тяжелые последствия, если бы женщина стала говорить об этом. Мне представляется, что партнеры на Востоке на некоторые вещи смотрят так, что в них не стоит разбираться, что их лучше воспринимать с приятностью или беречь, как сокровище. Если возникают конфликты, то их или таят в себе, или пытаются справиться с ними такими своеобразными способами, как медитация, молитвы, беседы с самим собой, пение на улице. Скорбь по умершим выставляют напоказ, позволяют себя утешать или, например, разбивают чашу.
|
|