Практические выводы. Если мы хотим мобилизовать скрытые способности и возможности человека, то вместо того чтобы упорно заниматься поисками проблем

Если мы хотим мобилизовать скрытые способности и возможности человека, то вместо того чтобы упорно заниматься поисками проблем, как это делается в «игре в доктора», лучше взять себе в помощники пози­тивные толкования, истории и афоризмы, притчи, по­словицы и примеры из других культур. Они могут способствовать расширению кругозора и изменению привычных представлений, облегчить интеллектуаль­ное и эмоциональное изменение жизненной позиции. Их образный язык воздействует не только на логичес­кое мышление, но и на фантазию, интуицию и твор­ческие способности человека. Кроме того, представляя собой модель, образец, истории позволяют слушате­лю/пациенту легко идентифицировать себя с «ге­роем» и попытаться в своем воображении найти новые возможности решения проблем. В воспитании, самопо­мощи и в «народной психотерапии» истории всегда за­нимали подобающее им место. Но и в рамках самопо­мощи, предлагаемой современной партнерской и се­мейной психотерапией, они могут быть стимулами и действовать в нужном направлении.

Одна пациентка рассказывает: «Я уже два года под­ряд лечусь. Мне уже ничто не помогает. Я не выхожу из депрессии». Можно было бы доискиваться до истинных причин ее слов, отметить противоречивость ее поступка, почему она все-таки обратилась к психотерапевту, затем, как и полагается, заняться ее заболеванием, кото­рое доставляет ей страдания уже несколько лет подряд. Такой метод только усилил бы основную концепцию па­циентки. Вместо этого анализа я сказал:

«Представьте себе солнце. Если солнце не светит, то от чего это зависит?»

«Солнце светит всегда. Оно просто время от времени бывает закрыто туча­ми», - ответила пациентка.

Этот образный пример сразу разъяснил ей многое: он указал на противоречивое состояние, в котором находи­лась пациентка, и на долю истины в ее словах: «Депрес­сии - это только тучи». Пациентка сразу поняла: «Зна­чит, моя депрессия - это всего лишь тучи, которые зат­мевают мое отношение к себе?»

Этот вопрос пациентки помог ей усвоить новую концеп­цию ее болезни и облегчил дальнейший ход лечения.

По сравнению с обычными врачебными свойствами такие контрконцепции не являются категоричными. Они не оказывают давления на пациента и дают партнеру время подумать, чтобы принять новую точку зрения. Близкий че­ловек может, таким образом, запастись необходимым тер­пением по отношению к депрессивному больному.

Как и многому другому, с детских лет мы учились также вырабатывать свое отношение к историям, басням, сказкам. Мы любили их, или оставались равнодушными, или вовсе отвергали. Следующие вопросы помогут нам понять, на каком фоне вырабатывалось наше отношение к историям.

Кто читал или рассказывал Вам истории (отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка, тетя, воспитательница детского сада)? Можете ли Вы вспомнить ситуации, при которых Вам рассказывались истории? Что Вы тогда чувствовали? Как Вы относились к сказкам и историям?

Какую историю, какой рассказ, какую сказку Вы мо­жете вспомнить сразу? Кто Ваш любимый автор? Какие пословицы и афоризмы имеют для Вас самое важное зна­чение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: